Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Мир
Маск назвал ложной статью WSJ о его уходе с поста главы Tesla
Мир
В Израиле 18 человек задержаны по подозрению в причастности к пожарам
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Общество
Между Россией и Абхазией начал курсировать новый электропоезд «Диоскурия»
Общество
Заслуженная артистка России Ирина Кострова умерла на 103-м году жизни
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Общество
СК возбудил дело по факту удара ВСУ по рынку в Алешках Херсонской области
Спорт
ФК «Динамо» объявил об уходе главного тренера Марцела Лички
Мир
Иран осудил введение нового пакета санкций со стороны США
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Мир
Путин высоко оценил содействие ОАЭ обменам удерживаемыми лицами между РФ и Украиной

По завету Пушкина

Актриса Светлана Немоляева — о юморе и нетленной классике Марка Захарова
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня мы проводим в последний путь Марка Захарова. Для меня его уход — личная трагедия. Я знала его очень давно, это связано с моей семьей. Мой брат — кинооператор Коля Немоляев — снимал с Захаровым «Обыкновенное чудо». А сейчас в «Ленкоме» работает мой сын Шурка (народный артист России Александр Лазарев. — «Известия»). Да и мне посчастливилось однажды участвовать в спектакле Марка Анатольевича. В 1960-х годах он поставил в Театре имени Маяковского «Разгром», где я сыграла пастушку. Для меня, начинающей актрисы, это было целым событием.

Я тогда была совсем молодой, да и он молоденький, но за ним уже шла слава большого режиссера, поставившего в Театре сатиры «Доходное место». Этот спектакль был вскоре снят, Захаров попал в немилость к чиновникам, зато по Москве уже поползли о нем легенды, интерес к его творчеству был огромен. И то, что в дни опалы ему протянул руку худрук Театра Маяковского Андрей Гончаров и пригласил поставить «Разгром», — это был настоящий поступок. Наверное, любой худрук ревниво относится к режиссерам, которые ставят в его театре. Гончаров же, несмотря на свой характер, звал молодых. У него получили приют Марк Захаров, Петя Фоменко, Татьяна Охромкова и другие. И все спектакли, которые они выпустили, были отменные.

Я очень внутренне связана с Марком Анатольевичем еще и потому, что мой сын Шура был совершенно помешан на его спектаклях. Когда он учился в Школе-студии МХАТ, то увидел «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты», затем «Юнону и Авось» и был совершенно потрясен. Он мечтал попасть к Захарову и, надо отдать должное, добился своего самостоятельно.

Обычно актеры, у которых отпрыски хотели в труппу «Ленкома», одолевали Захарова звонками, а мы даже не знали, что Шурка туда показывается. Да и Марк Анатольевич никогда нам не звонил, хотя отношения были чудесные, — просто не было необходимости. И вдруг звонок. Марк Анатольевич со свойственным ему юмором говорит: «С радостью принимаю вашего сына в театр. Благодарю вас от имени профкома «Ленкома» за такого замечательного парня».

Конечно, я видела многие спектакли из репертуара «Ленкома», где играет Шура. И не по одному разу. Причем я ходила не только на его главные роли, но и на выходы в массовке. Он же 10 лет танцевал в «Юноне и Авось», как и все молодые актеры. Конечно, для меня была настоящим событием постановка Захарова «Королевские игры». И, на мой взгляд, вершина его творчества — «Поминальная молитва». Это феноменально!

Один из самых блистательных спектаклей Захарова — «Женитьба Фигаро». Вроде смотришь классику, зная наизусть весь сюжет и музыку, историю постановки этого произведения на русской сцене, но понимаешь, что работа Захарова не похожа ни на что.

Всё начинается с залпа, как из пушки: зрителю сразу дают понять, что его ожидает нечто необыкновенное. И не отпускают ни на секунду. Ты все время находишься в каком-то состоянии упоения и восторга. Я видела эту постановку много раз и периодически, когда вдруг взгрустнется, думаю: «А не пойти ли мне на «Фигаро»?» Марк Захаров в этой работе будто следовал завету Пушкина, вложенному им в уста Моцарта: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро».

Он был человеком очень одаренным и неординарным. Обладал прозорливым умом, феноменальным юмором и самоиронией. У него был на всё свой взгляд и свой ракурс. Как в искусстве, так и в жизни. Захаров был апологетом классики и хорошей драматургии, но видел ее по-своему, а это в театре бесценно. Он сам создавал нетленную классику. И имел сказочную труппу, которую, собственно, сам взрастил.

Конечно, для театра смерть его художественного руководителя — это страшная утрата. Он болел. У него было шунтирование сердца, а это всегда риск. Он очень следил за своим здоровьем, ездил на обследование в Германию и потому, наверное, прожил после такой сложной операции еще столько лет и столько успел сделать. Даже страшно подумать, как теперь ленкомовцы будут без него. Сил вам, сил всем нам пережить эту утрату.

Автор — народная артистка России, актриса Театра имени Маяковского

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир