Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Трамп назвал ужасающими кадры падения вертолета в реку Гудзон
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
В Мьянме произошло землетрясение магнитудой 4,8
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
В Госдепе США призвали Россию освободить осужденного за наемничество американца
Политика
Политолог оценил заявления Киева о готовности купить оружие США
Мир
Трамп заявил об отсутствии необходимости в Маске
Мир
Госдеп США подтвердил отставку посла США в Киеве Бриджит Бринк
Мир
В Нигерии рассказали о риске затопления почти всех штатов страны
Армия
Расчеты FPV-дронов уничтожили технику и блиндажи ВСУ в зоне проведения СВО
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
В Забайкальском крае установили 36 виновников природных пожаров
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Необоснованные похвалы и излишняя мотивация к усердной работе вредят детской успеваемости. Как показало масштабное исследование Университета Эдинбурга, проведенное на учениках одной из китайских школ, попытки настроить детей на то, что им нужно всего лишь приложить усилия и всё получится, зачастую плохо сказываются на оценках. Ученые объяснили это тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми школьники сталкиваются в обучении.

Закрыв глаза на проблемы

Если говорить детям, что они смогут всё, если только приложат усилия, — это может привести к ухудшению их результатов в учебе. К такому выводу пришли ученые Университета Эдинбурга. Исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology, показало: школьники, которых мотивировали стараться, чтобы сдать экзамены по предметам, с которыми они испытывали сложности, не улучшили своих результатов. Напротив, оценки этих детей падали.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умен», а третьим не сказали ничего. Затем ученые сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения.

Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умен»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников.

Ученые связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребенку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьезные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе.

Вред похвалы

С выводами британских коллег согласны и российские специалисты. Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН профессор Сергей Кудинов сообщил «Известиям», что в России проводятся похожие исследования и полученные данные анализа успеваемости наших школьников аналогичны. Только внешняя мотивация и установка «ты можешь всё», к которой прибегают чересчур восторженные родители, не могут раскрыть потенциал личности ребенка.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

— Необходим комплекс не только внешних, но и внутренних факторов мотивации, включающих в себя специфические установки учащегося. На успешность обучения оказывают влияние реальные способности и осознанная цель — то есть понимание, для чего нужен успех в учебе, на что это повлияет, — уверен специалист. — Отечественные психологи отмечают, что специфику мотивации школьников обусловливают прежде всего особенности системы обучения. Многочисленные исследования показали, что в развивающих классах и классах с углубленным изучением предметов познавательная мотивация выше, чем в обычной традиционной школе.

Индивидуальный подход к ребенку и демократический стиль сотворчества повышают интерес и включенность в работу, — сообщила «Известиям» доцент Высшей школы инженерной педагогики, психологии и прикладной лингвистики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (вуз — участник проекта «5-100») Анастасия Таболина. — Независимо от системы обучения школьная мотивация снижается к старшим классам, это обусловлено возрастными особенностями, кризисом «самоопределения».

Исследователь отметила, что перенасыщение учебными курсами, неправильное распределение умственных нагрузок, неумение грамотно планировать свое время и расставлять приоритеты ведут к эмоциональному и когнитивному «пресыщению» старшеклассников.

Сила творчества

Внимательнее к мотивации ребенка следует быть не только учителям, но и родителям, уверен начальник научного отдела Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова Антон Захаров.

Незрячая вера: почему необоснованные похвалы вредят учебе ребенка
Фото: Depositphotos

В самом деле излишняя мотивация может отрицательно сказаться не только на сдаче экзамена, но и в дальнейшем привести к неадекватной самооценке ребенка. Ведь личность только формируется, и он учится справляться с различными жизненными трудностями. А экзамен — это одна из них. Но здесь есть обратная сторона медали. Для родителей важно ориентировать ребенка не столько на получение результата в виде оценки, сколько на получение компетенций и знаний, — отметил эксперт.

Специалисты уверены, что самый верный путь для родителей к мотивации детей любого возраста — это совместная работа, при которой ребенок выступает как равный партнер. Так он учится ощущать собственную ответственность и познает процесс творчества.

Читайте также
Прямой эфир