Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Режиссер Владимир Хотиненко хочет снять фильм о посадке самолета на кукурузное поле, уважает идеологических противников и сочувствует борцам за социальную справедливость. Об этом народный артист России рассказал «Известиям» в разгар VIII московского кинофестиваля «Будем жить», председателем жюри которого он выступил.

— Название кинофестиваля настраивает на духоподъемный лад, значит, награждать будете духоподъемное кино?

— С одной стороны, у фестиваля правильная позиция и правильное название, но если бы мы подбирали в программу только духоподъемные фильмы, боюсь, свалились бы в наив и мелодрамы. Тогда пришлось бы переименовывать его в фестиваль «патриотического кино и мелодрамы» (смеется).

Наше «Будем жить» — это попытка продраться сквозь препятствия, проблемы. Поэтому из восьми полнометражных фильмов, которые представлены в программе, три — настоящие драмы, причем достаточно жесткие. В конкурсе представлено и национальное кино, и картина, снятая китаянкой, кстати, выпускницей ВГИКа. А если уж взять список короткого метра, так там такое разнообразие тем! К счастью, у нас не смотр елейного кино. В некотором роде фестиваль про то, как сложно, но тем не менее нужно жить.

Владимир Хотиненко на пресс-конференции
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Помню, когда в Москве только началась волна различных фестивалей, пользователи рунета заговорили о том, что власти всеми силами пытаются развлекать народ, чтобы отвлечь его от сложной жизни.

— А от чего тогда отвлекают народ венецианцы? Еще со времен античности нам знакома формула, ставшая вечной: «Хлеба и зрелищ». Это не просто игра слов, а римский закон. В определенном смысле это еще и формула социального существования. Нет ничего худого в том, чтобы развлекать людей, как и в том, чтобы помочь им хотя бы на несколько часов забыть о проблемах.

Мир сейчас буквально сошел с ума. Я много езжу, общаюсь и вижу, что люди во многих странах находятся в состоянии вибрации и тревоги. Поэтому если наделять кино еще и терапевтическими функциями, то пусть фестивалей будет еще больше, чтобы хоть чуть-чуть вылечить людей от этой истерии…

— Протестной?

— Протесты — это тоже нормальное состояние общества. Было бы, пожалуй, тревожнее, если бы их не было. Они есть, и слава богу — на то и мыши, чтобы кот не дремал. В конце концов ничего нового не происходит, протесты были всегда. Я лишь против того, чтобы это превращалось в смысл жизни. Протест как смысл жизни — вот что настоящая глупость и нелепость.

Вспомните первых настоящих русских диссидентов: они были не согласны с тем, что происходит, поэтому выходили и протестовали, причем прекрасно знали наперед, какие большие неприятности это за собой повлечет. Но это их ничуть не пугало, это была совсем другая категория мужества. У сегодняшних митингующих таких неприятностей быть не может.

Кадр из многосерийного фильма «Демон революции»

Кадр из многосерийного фильма Владимира Хотиненко «Демон революции»

Фото: Нон-стоп Продакшн

Я испытываю уважение даже к тем, с кем идеологически не согласен, когда они не бухтят в своем кругу за рюмкой, а вышли и демонстрируют недовольство. Однако у человека должна быть внутренняя ответственность за свои действия, на митингах не надо нарушать закон. Именно с этого часто и начинаются все неприятности что во Франции, что в Италии, что в Америке, что у нас. Потому что в законных обстоятельствах, без жертв, это оказывается неинтересно: это не обсуждают в каждом выпуске новостей, об этом не напишешь негодующий пост в соцсетях… А в ситуации, когда одни провоцируют, невозможно, чтобы другие, в частности полицейские, крепкие ребята, вели себя как шелковые.

— Вернемся к кино. Для чего из многосерийного проекта «Демон революции» вы сделали полнометражный фильм «Ленин. Неизбежность»?

— Потому что снять фильм о Ленине и было моей конечной целью. Сериал посмотрели и забыли. Где его потом искать? А кино будет жить своей жизнью. Спасибо, что мне пошли навстречу — дали право воспользоваться материалом, которого было полно. Я сделал полнометражный фильм, и его смысл остался прежним — он про желание справедливости. Идеального мира не существует, дюжина человек управляет им, потому что они богаче всех. В этом смысле я на стороне тех, кто борется за социальную справедливость. Ведь, строго говоря, целью Ленина было именно это. Только бы не взрывами, конечно…

Евгений Миронов в роли Владимира Ленина

Евгений Миронов в роли Владимира Ленина в фильме Хотиненко «Ленин. Неизбежность»

Фото: Каропрокат

— Возможна ли социальная справедливость?

— С одной стороны, люди, конечно, разные: не только разного роста, но и разного склада ума… С другой — всё-таки неправильно, когда тех, кому средств катастрофически не хватает, — миллионы, а очень богатых — единицы. Я в чужой карман не заглядываю — ешьте, что называется, на здоровье, но ведь всё-таки есть в мире страны с практически социалистическим укладом.

Взять, например, ту же Швецию, где для состоятельных людей заломили просто бешеные налоги — настолько, что они ездят на велосипедах. Количество великов, стоящих там у оперного театра, выглядит невероятным. Процент самоубийств, правда, побольше, чем где-либо… Но главное, что рабочая формула для практического социализма есть.

— Вы поддержали идею о создании фильма про подвиг пилотов, посадивших самолет на кукурузное поле и спасших пассажиров. Как бы вы сняли эту картину?

Во-первых, я уже сделал акцент на том, что нужен очень хороший сценарий — чтобы режиссер и продюсеры не просто оттянулись на актуальной теме, а сделали картину, достойную героического поступка экипажа. Надо придумать историю, привязанную непосредственно к финальному событию — посадке самолета. Как это было, например, в фильме «Движение вверх», когда вся лента была посвящена буквально последним секундам матча. Я видел этот матч «в подлиннике», всё знал наперед, но создателям фильма удалось по-настоящему меня взволновать. Я бы о самолете снял именно в таком ключе.

Посадка в поле без единой человеческой жертвы — главное событие в этой истории, но к нему надо правильно прийти, чтобы не получить что-то заведомое сладенькое, елейное. Это очень интересная задача. Кстати, когда самолет посадили на Гудзон, американцы довольно быстро сделали неплохой в общем-то фильм («Чудо на Гудзоне» Клинта Иствуда. — «Известия»).

Кадр из фильма Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне»

Кадр из фильма Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне»

Фото: Каро-Премьер

— Есть ли у нас кризис мотивирующих историй в кино?

— А у кого такого кризиса нет? Именно поэтому американцы эксплуатируют в кино так много литературных произведений. А еще модной у них темой стали наши события. Вы посмотрите, целая обойма фильмов про Россию вышла. Почему? Потому что своих не хватает.

— Вы верите в американскую кинопропаганду, направленную против России?

— Конечно. Не просто же так они выставляют русских абсолютными дурачками или учеными-злодеями. В том, что американцы стали эксплуатировать в кино наши сюжеты, определенно есть что-то подозрительное. Конечно, в основном это воздействует на их аудиторию. У наших зрителей пока подсознательно работает более строгий фильтр.

Возможно, не все они обязательно думают о том, как бы поэффектнее изгадить русского человека. Просто есть истории, которые их кинематографистам понравились: Курск, Чернобыль — события очень драматичные. Меня смущает только то, что сами мы про них не всегда снимаем.

— В последнее время много говорят о запуске в России системы рибейтов — возврата налогов за средства, потраченные на съемки в определенных регионах. Как думаете, удастся этим привлечь американских и китайских кинопроизводителей, поедут они к нам?

— Поедут, все они выбирают те места, которые выгодны. Это хорошая система, потому что если в город приезжают снимать кино, он автоматически становится более известным. Я снимал «Ленина» в фантастическом Будапеште, который называют местом шести столиц. Среди его улиц мы нашли и вылитый Берлин, и Питер, я уже не говорю про Цюрих с настоящей Шпигельгассе, где жил Ленин, — узенькой, один в один, с кафе дадаистов. И ведь нам вернули деньги за съемки там, причем очень хорошие. Мало того что снимать было удобно, так это оказалось еще и выгодно.

Кадр из фильма «Ленин. Неизбежность»

Кадр из фильма «Ленин. Неизбежность»

Фото: Каропрокат

— Два года назад в беседе с «Известиями» вы сетовали на падение уровня образования у школьников. Многие ваши коллеги считают, что с тех пор ситуация еще ухудшилась. Неужели с этим ничего не поделаешь?

— Слишком сложный вопрос. Всему свое время — именно оно сейчас способствует отрицательным процессам, о которых мы говорим. У нас не то что гаджетов не было, даже телевидение позже появилось. Главными в списке развлечений были книга да улица — нормальная живая жизнь. Считаю, что образование и развитие — это всегда вопрос амбиций каждого человека. У меня они были, у кого-то, возможно, их было меньше, а у другого, вероятно, даже больше, но он их так и не реализовал. В этом смысле, как я уже говорил, равенства в мире быть не может.

— Но секрет ведь не только в амбициях?

— Всё, что со мной происходило дальше, не иначе как благоволение Господа ко мне. Есть вещи, которые точно от меня не зависели. Но и сам я не стоял на месте, всё равно шел, шел, шел, искал двери, в которые можно зайти. Вот и вся формула. И все, кого я знаю, жили по такому же принципу.

Нужно немного удачи, нужно, чтобы звезды тебе тоже немного поспособствовали, потому что и правда есть примеры, когда человек ну всё делает, а ему не везет. Значит, воздастся там. Этому есть примеры в Святом Писании. Если бы только все его читали… Там много полезных вещей. Сейчас время такое — процесс никто не ценит. Все только и думают, как его быстрее отмотать и получить результат. Всем хочется быть на горе, а ведь это совсем необязательно. А еще всем хочется славы и денег, при этом, желательно, меньше работать.

— Деньги — зло?

— Но всё равно хорошо, когда они есть (смеется).

Справка «Известий»

Владимир Хотиненко в 1976 году окончил Свердловский архитектурный институт, в 1981-м — Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Никиты Михалкова). Заведует кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИКе. Автор более 20 фильмов, среди которых «Патриотическая комедия», «Макаров», «Мусульманин», «72 метра», «Поп», «Достоевский», «Бесы» и др. Народный артист России.

Читайте также
Прямой эфир