Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Необходимо взаимодействие трех игроков — банков, финтех-стартапов и регулятора»

К чему приведет изменение правил на рынке финансовых услуг
0
Фото: Сергей Бойко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два последних летних месяца значительно поменяли правила игры на рынках финансовых услуг. Подписанный в июле закон об упрощенной идентификации лишь на первый взгляд упростил жизнь только страховым и букмекерским компаниям, по факту же запустив более масштабные процессы в индустрии финансовых технологий. Вслед за назревшими инновациями в отдельных отраслях совершенно точно последуют мотивированные духом времени технологические изменения в глобальной отрасли. О том, куда приведет финтех-революция российские компании, а также о перспективах развития банковской индустрии, телекома и электронной коммерции рассказал в интервью «Известиям» финансовый директор резидента «Сколково» финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский.

— Можно ли сейчас, спустя месяц после внедрения упрощенной идентификации для страховых компаний, констатировать, что рынок доволен изменениями в законодательстве?

— Рынок точно готовился к упрощенной идентификации, поскольку нововведение сильно сокращает клиентский путь к получению услуги. Прежде в сегменте страхования наблюдался значительный процент отказов вследствие следующего клиентского поведения: как только отечественный покупатель в эпоху цифровизации, заполнив форму на сайте, узнавал, что для получения более сложного полиса, нежели ОСАГО или страхование жизни во время путешествий, необходим личный визит в офис, продажа зачастую откладывалась. Проще говоря, клиенты, несмотря на интерес к рынку, не доходили до ритейл-представительств страховщиков. Теперь, когда эта проблема решена с помощью введения упрощенной идентификации, у страховых компаний появилась отличная возможность предложить своим клиентам также новые продукты, которые ранее приобрести было просто технически сложнее. Собственно, в этом же была одна из причин относительно скупого набора предложений на страховом рынке России в противовес разнообразным страховым конструкторам для клиентов на Западе.

— Какие проблемы всё же могут возникнуть в отрасли теперь?

— Формально, конечно, скорость внедрения нового формата идентификации. Но это в конкурентной среде уже вопрос короткого промежутка времени и качества софта. Тем более все были готовы к такому развитию событий, ведь по поводу законопроекта шли долгие консультации с экспертным сообществом.

Смотря шире, тут нужно говорить о том, что по касательной всё это задело и электронные платежные системы. Вместе с упрощением процедуры идентификации стало логичным, что можно вовсе уйти от анонимных платежных методов: если теперь зарегистрироваться в электронном кошельке, полностью подтвердив личность, стало проще, то к ним ожидаемо ужесточились требования. Фактически сейчас такие платежные методы встают в один ряд с традиционными банками.

Означает ли это если не победу, то грядущее возвращение на доминирующие позиции банков?
— На месте банков я бы не спешил радоваться, ведь электронные платежные системы вполне себе могут качественно конкурировать с ними в технологичности. Тому пример уже отлично функционирующие необанки, многие из которых основаны на технологической платформе как раз электронных платежных систем (Рокетбанк, «Точка», UBank. — «Известия»).

Мобильному стартапу гораздо проще внедрить инновационное решение, нежели большой корпорации, которая, помимо технологичности, сосредоточена еще и на традиционных продуктах, депозитах, РКО, стандартах ритейл-обслуживания и многом другом. В ближайшей перспективе электронные платежные системы определенно смогут подстроиться под новые законодательные реалии. Так что скорее в данном случае речь идет о том, что нововведения сдвигают условные тектонические плиты индустрии, еще больше стирая для конечного пользователя грань в типологии сервисов.

От чего будет зависеть, кто выживет в этой конкуренции?

— От того, кто сможет быстрее перестроиться и закрыть ниши, которые сейчас корпорациям кажутся необъятными. Для этого необходимо взаимодействие трех игроков — банков, финтех-стартапов и регулятора. По причинам разной ментальности и интересов осуществление совместной кооперации является не простой задачей, ведь каждый может тянуть одеяло на себя. Но тот, кто сможет ее решить, совершенно определенно победит в долгосрочной перспективе.

К слову, на стороне регулятора сейчас наибольшая инициатива, что задает рынку вектор развития. Отмечу, что во многом в диалогах с регулятором помогают фонд «Сколково» и профильные ассоциации, которые объединяют стартапы, стремящиеся стать драйверами российского финтех-бума. Не успели все игроки начать использовать упрощенную идентификацию в отдельных сегментах, как ЦБ уже представляет не просто концепцию, а «дорожную карту» развития и внедрения инфраструктурных открытых API-решений в финансовом секторе. Это повлечет за собой в уже ближайшем будущем полноценное функционирование тестируемой сейчас ЕБС (единая биометрическая система. — «Известия»), что откроет бесконечные возможности для системы, превратив ее в самый крупный маркетплейс услуг и предложений.

— Как в таком случае изменится финансовый рынок для пользователей?

— Однозначно, пользователи только выиграют. Услуги уже стали технически доступнее, а это значит, что станет больше продуктов, ужесточится конкуренция, поэтому компании в борьбе за потребителя станут предлагать всё более привлекательные решения. А от чего зависит привлекательность продукта? От того, насколько он удовлетворят точечным запросам клиента. Иными словами, будет недостаточно просто предложить самый высокий процент кэшбэка в категории, тем более такая гонка не может быть бесконечной, или линейку телеком-тарифов на основании медианного значения пользовательских запросов, или премиум-пакет в банке с одинаковыми дополнительными услугами. Каждый хочет индивидуального подхода фактически в обмен на свои уникальные пользовательские данные.

Какова в этих процессах роль финтеха?

— Если вынести за скобки функцию регулятора, который, как я уже сказал, инициирует такую технологическую революцию, то определяющая. Сейчас именно на стороне финтех-стартапов происходит разработка технологий, которые впоследствии банки и, например, телеком внедряют.

Модель поведения корпораций различна: некоторые наблюдают за компанией, а потом выкупают сервис целиком, другие заказывают точечные решения, но всё сводится к тому, что за редким исключением все выносят технологические лаборатории на аутсорсинг. Тому причина — выгода такой синергии. Ведь финтехи изначально заточены под конкретное решение, оттого им требуется меньше ресурсов для обработки данных и осуществления трансакции. Как тут ни крути, но цена трансакции в таком случае — универсальный критерий, который на стороне финтеха, того же VR_Bank, явно ниже. И это не только в России, такова мировая практика.

В какой области сейчас наиболее развиты финтех-компании?

— До недавнего времени большинство финтех-компаний выбирали одну нишу и максимально в ней оттачивали свое предложение. Однако с ростом технологических возможностей на рынке всё больший запрос на игроков, которые закроют все направления. Можно сказать, что это естественный процесс развития индустрии.

Наша компания с самого начала создавалась на базе лаборатории ассоциации «Финансовые инновации», в которой разрабатывались индивидуальные решения для клиентов из разных областей. Таким образом, в VR_Bank мы объединили специалистов с опытом работы в целом ряде категорий: банки, мобильные операторы, МФО, бонусные и кэшбэк-сервисы, страхование, электронная коммерция. Впоследствии наша компания стала резидентом кластера информационных технологий фонда «Сколково».

Каким образом тем же банкам определить, какое именно финтех-решение им необходимо?

— Надо понимать, что финтех сродни конструктору, кубикам, из которых можно собрать что угодно. На заре развития индустрии так и происходило, когда банки и наши сотрудники буквально на пальцах проектировали решение.

Но действительно глобально выстраивается многоуровневая система, при которой банки становятся публичным (b2c) маркетплейсом для пользователей, которым совсем необязательно вникать в технологические детали. А VR_Bank — финтех-маркетплейсом, предоставляющим, в свою очередь, полный спектр b2b-решений для всех участников этой синергии. Причем сейчас они, в свою очередь, также не обязаны быть сильны на своей стороне в технологических разработках, оттого здесь требуется понятное прикладное пакетное решение.

То есть выходит, что кто первым даст пакетное решение для всех, тот победил в борьбе за клиентов?

— Да, пакетное предложение здесь сейчас сродни клиентскому сервису. Именно поэтому мы пришли к тому, что из череды индивидуальных решений создали единый продукт VR_Cube, который как раз объединяет все востребованные и актуальные платежные сервисы и технологии в рамках единой платформы, что позволяет клиентам не выбирать отдельные инструменты, а пользоваться сразу всеми возможностями. Таким образом, даже без специальных знаний можно сократить трансакционные издержки, что, в свою очередь, является основным драйвером роста по эффективности и обороту для бизнеса.

Что именно получают такие клиенты, которые прежде были далеки от технологий?

— Весь процессинг мы забираем на себя: клиенту теперь не нужно интегрироваться отдельно с каждым банком или платежной системой — достаточно единственной технологической и юридической интеграции маркетплейсом VR_Cube. Платежным агентам доступен весь спектр услуг, которые реально есть на рынке, при этом — опять же — бесшовная интеграция не требует при появлении новых платежных методов дополнительных инвестиций и ресурсов от партнеров. Более того, даже любой нефинансовый бренд, например интернет-магазин, может создать свой собственный кошелек, интегрировать его со своей программой лояльности или сделать платежную страницу.

Еще из плюсов маркетплейса — высокая надежность и успешность трансакций, что крайне важно как для условного интернет-магазина, ведь это часть выручки, так и для конечного пользователя, который хочет быстро и просто приобрести услугу или товар в интернете. Технически наш клиент через маркетплейс автоматически подключен сразу к нескольким банкам-партнерам. Даже в случае сбоя на стороне одного из них технология тут же перераспределит платежи через каналы других банков.

— Для того чтобы понять объем применения технологии, можете сказать, сколько сейчас трансакций проходит через ваш маркетплейс?

— Платформа VR_Cube в месяц обрабатывает сейчас более 15 млн онлайн-трансакций. Недавно мы поняли, что это колоссальный массив Big Data по клиентам и категориям, которые многие просто упускают. Мы одними из первых на финтех-рынке стали эти данные обрабатывать и предоставлять в режиме реального времени для малого и среднего бизнеса. Если большим корпорациям по карману приличный аналитический штат, то те же интернет-магазины почти всегда не могут себе позволить схожие вычислительные мощности. Оттого страдает глубина аналитики — зачастую это простые подсчеты, которые может провести человек. Поэтому в рамках VR_Cube используется аналитический софт на базе QlikSense: кроме того что это существенно оптимизирует ресурсы, некоторым компаниям дает возможность впервые получить полные данные о своих доходах и расходах за любой период и по любым критериям, а также позволяет заниматься прогнозированием по своей бизнес-модели, отслеживать сезонность продаж и, например, успешность маркетинговых решений.

Если с технологической ролью финтеха всё понятно, то неужели крупные банки или мобильные операторы также сами не могут обрабатывать Big Data?

— Ровно как и в предыдущем случае, не очень выгодно и к тому же не очень быстро. Помните, почти все сотовые операторы мечтали о банке, а банки, в свою очередь, — о мобильном операторе. Поскольку и у одних и у других самая крупная база пользователей. Однако методом проб и ошибок к 2019 году пришли к тому, что и то и другое наиболее удачно у нас реализовано ими не самостоятельно, а в партнерстве друг с другом, как раз с помощью финтех-решений.

Поэтому именно компетенции финтеха в области аналитики больших данных тут также выходят на первые позиции. Благодаря своей работе с различными сегментами, как раз о чем я говорил, такой финтех, как VR_Bank, становится тем самым хабом, который уже по опыту знает индивидуальные особенности каждой из отраслей. И как раз выполняет роль dark kitchen, предоставляя white label решение для участников маркетплейса, то есть такое, которое реализуется под публичным брендом банка или мобильного оператора в случае нашего примера. В данном случае мы тоже не изобретаем велосипед, а идем наравне со всеми, а в чем-то даже опережая, особенно европейских коллег.

Читайте также
Прямой эфир