Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Захарова назвала бандитизмом угрозы ЕК в адрес Вучича из-за визита в Москву
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Трамп обвинил Байдена в проблемах в американской экономике
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

Хулиганка, поющая для Бога

Режиссер Дмитрий Бертман — о триумфах и трагедиях Елены Образцовой
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения великой русской певицы, лучшей Кармен всех времен, народной артистки СССР Елены Образцовой. Второй такой нет и не будет. Искусство было ее жизнью. И, по ее признанию, она выходила на сцену, чтобы петь для Боженьки.

Для меня Образцова всегда была любимейшей певицей. С детства мама водила меня на спектакли в Большой театр, в которых пела Елена Васильевна, на ее выступления в Большом зале Консерватории, Колонном зале Дома Союзов... Благодаря ей я полюбил оперы «Аида», «Царская невеста», «Дон Карлос», «Хованщина». До сих пор, когда думаю об этих постановках, перед глазами встают героини Елены Васильевны: Амнерис, Любаша, Эболи, Марфа.

Одно ее выступление для меня особо ценно. Тогда я учился в третьем классе. После концерта в БЗК к Елене Васильевне выстроилась длинная очередь за автографами. Я встал тоже. Хотел, чтобы она расписалась на книге о ней. И уже когда я почти подошел к ее столу, певица вдруг заявила: «Всё! Хватит. Я устала, мне надо домой». Это была трагедия. Как-то я упросил ее все-таки расписаться на книге. Но выйдя из консерватории, расплакался. «Ну как же так. Она даже не спросила, как меня зовут», — говорил я маме. Мне хотелось, чтобы любимая певица сделала адресную надпись, что-то вроде «На память Димочке от Елены Образцовой». И такая обида поселилась в моем сердце! Но на выступления ее я не перестал ходить.

И вот проходит много лет. Мы уже вместе работаем, и я решил рассказать ей про тот случай. «Елена Васильевна, ведь у меня на вас есть зуб», — начал я. «Да ты что. За что?» — заинтересовалась она. И, услышав мою историю, воскликнула: «Кошмар. Неси скорее же эту книгу. Я допишу автограф спустя 40 лет». Мы посмеялись, и я пообещал, что принесу ей книгу, но так этого и не сделал. Когда видишь человека каждый день, кажется, что всё еще успеешь, будет случай… Теперь я жалею, что упустил возможность. Но я рад, что признался ей, какой урок вынес из той «детской трагедии». Когда ко мне обращаются за автографом, я всегда подписываю, для кого это делаю.

Мне посчастливилось быть постановщиком двух ее юбилейных концертов, в том числе последнего — на сцене Большого театра. Готовили для этого ее коронную роль Графини из оперы «Пиковая дама». Но надо знать Елену Васильевну. Она никогда не слушала режиссеров. Говорила: «Я буду делать так, как делаю». Чтобы с ней не спорить и не переубеждать, показал ей фрагмент своей постановки «Пиковой дамы» в Швеции. Образцова ругнулась, но заметила, что в этом что-то есть. И спела партию по-новому, с иными интонациями. Еще у меня была идея, чтобы Образцова выступила дуэтом с Аллой Пугачевой. Потому что они обе были олицетворением эпохи: Пугачева — на эстраде, а Образцова — в опере. И они обе хотели это сделать, но — не случилось, не успели подготовить номер.

Образцова была актрисой без шор, готовая к экспериментам. Любила похулиганить. И делала это не из вредности, а просто потому, что была свободным человеком. Не зря Кармен — ее любимая героиня. Она ненавидела уныние. Да и искусство для нее не было трудом. Хотя трудилась она феноменально много. За свою карьеру Образцова спела, кажется, весь существующий репертуар меццо-сопрано, на всех языках.

Елена Образцова — титульная меццо-сопрано мира. Она первой в Советском Союзе спела со всеми лучшими дирижерами мира, оркестрами и партнерами. У нее есть работы с Караяном, Аббадо, Мути. И это в условиях железного занавеса! Образцову выпускали в любую страну, потому что она зарабатывала огромные деньги для СССР. За границей ей платили высокие гонорары, но основная их часть доставалась государству, а самой певице шли копейки.

В 1990-е с ней произошла очень неприятная история. В Советском Союзе народным артистам СССР Министерство культуры давало в пользование рояли Steinway. Такие инструменты были у Рихтера, Гилельса... Новые власти решили провести инвентаризацию, по итогам которой изъяли инструменты. Елена Васильевна очень переживала. Она написала открытое письмо: «Я для своей страны заработала столько, что такими роялями можно было выстроить четырехполосную дорогу от Москвы до Милана. Неужели у меня нет возможности сохранить этот инструмент?» И всё равно рояль у Образцовой отобрали. Узнав об этом, глава конкурирующей фирмы Yamaha решил подарить ей инструмент. И Елена Васильевна многие годы играла на нем. А теперь он находится у нас в театре, в зале, носящем имя Елены Образцовой.

Последний раз я с ней работал в жюри телепроекта «Большая опера». Во время съемок она вдруг мне шепчет на ухо: «Хватит говорить. Заканчивай. У меня кровь из носа идет». Съемки быстро свернули. В гримерке ей помогали врачи. А после, когда никого не осталось, она сказала мне, что у нее большие проблемы со здоровьем. «У меня рак крови. Я от всех это скрываю», — призналась Образцова. Эта новость убила меня.

Ей делали переливание крови. После них ей становилось лучше. Однажды она даже приехала ко мне на дачу, играла с моей собакой. И, казалось, всё хорошо. Но через несколько дней Елена Васильевна полетела в Германию на операцию по пересадке костного мозга. И после — просто не вышла из наркоза. Никто не ожидал, что всё так закончится...

Ее нет с нами уже четыре года, но, честно говоря, полное ощущение, что Елена Васильевна жива. Существует Бал Образцовой, фонд имени певицы проводит концерты, конкурсы и фестивали. И даже соцсети не устают напоминать нам о великой русской певице.

Автор — режиссер, художественный руководитель музыкального театра «Геликон-опера», народный артист России

Читайте также
Прямой эфир