Тормоз на газ: почему нельзя зарегистрировать тюнинг и машины на ГБО
Как стало известно «Известиям», государственная регистрация изменений в конструкцию автомобилей, в обиходе — тюнинг, а также перевод автомобилей на газобаллонное оборудование могут в России остановиться из-за того, что ни одна испытательная лаборатория страны не готова работать по новым правилам регистрации автотюнинга. В связи с этим Минэнерго, заинтересованное в стимулировании рынка газомоторного топлива, направило в аппарат правительства письмо с просьбой на один год отложить новые правила перевода автомобилей на ГБО. За фанатов тюнинга пока замолвить словечко некому, да и легальных путей поставить автомобиль на учет в ГИБДД пока нет, а при проверке на дороге есть риск получить штраф. Подробности — в материале «Известий».
Тюнинг не пройдет
Для постановки на учет в ГИБДД автомобиля с газобаллонным оборудованием или тюнингованной машины предварительно необходимо экспертное заключение испытательной лаборатории (центра). Эти положения закреплены в техническом регламенте «О колесных транспортных средствах». В то же время постановлением правительства № 413 определены «Правила внесения изменений в конструкцию находящихся в эксплуатации транспортных средств», где содержатся требования к испытательным лабораториям. В частности, эти экспертные центры должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия Европейского экономического содружества (от 05.12.2018 № 100). С 1 июня 2019 года эти правила вступили в силу, что и вызывало осложнения у автомобилистов при постановке на учет переоборудованных автомобилей.
В обращении Минэнерго в правительство, с которым ознакомились «Известия», сообщается, что на данный момент ни одна лаборатория не вошла в этот единый реестр, а следовательно, такие лаборатории не могут выдавать автомобилистам экспертные заключения. Проблема в том, что без заключения лаборатории ГИБДД в соответствии с законодательством не выдаст санкцию на любое переоборудование автомобиля, будь то тюнинг или перевод машины на газ.
«По оценке участников рынка (официальный ответ от Росаккредитации к настоящему времени не получен), таких лабораторий в настоящее время нет и в ближайшее время они не появятся. Если это так, то это значит, что легально провести переоборудование транспортного средства (ТС) на использование природного газа будет невозможно», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минэнерго.
Можно, но нелегально
По данным министерства, ряд испытательных лабораторий, ранее проводивших экспертизы, сообщили, что не заинтересованы в предоставлении услуг экспертизы переоборудования автомобилей и не планируют прохождение продолжительной и дорогостоящей процедуры по расширению области аккредитации для соответствия новым требованиям. В крупных испытательных центрах подтверждают, что работать по новым правилам они не могут.
«Мы как экспертная лаборатория по всей Российской Федерации не можем выдавать заключение (на ГБО. — «Известия»), потому что ситуация действительно изменилась. И ни одна экспертная лаборатория не имеет права выдавать заключение экспертизы по поводу любого дополнительного оборудования. По тюнингу ситуация сложная, сейчас многие не вносят изменения в ПТС, поскольку ГИБДД не принимает документов, — рассказали в крупной межрегиональной испытательной лаборатории «Тех-Эксперт».
Сотрудник другой лаборатории, пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что полулегальное окно возможностей существует.
«Мы не занимаемся этим, но есть компании, наши коллеги, которые делают как-то документы через отделения в регионах Северного Кавказа», — сообщил собеседник.
Отсрочка на год
До июня этого года для постановки на учет автомобилей с изменениями в конструкции автомобилистам также необходимо было заключение испытательных лабораторий. Однако по новым правилам заключения предварительной технической экспертизы конструкции автомобилей и протоколы проверки безопасности должны быть включены в реестр таких заключений и протоколов, а такой реестр до сих пор не создан, как и требования к нему. В то же время внутренний приказ ГИБДД («О некоторых вопросах внесения изменений в конструкцию транспортных средств») четко предписывает всем региональным регистрационным отделениям: без соответствия новым правилам — экспертиза испытательных лабораторий будет недействительна.
В Минэнерго обеспокоены тем, что регистрация машин с ГБО и тюнинга фактически приостанавливается и уходит в серую зону.
«Таким образом, в связи с вступлением в силу правил на территории РФ не представляется возможным легальное ТС на газомоторное топливо, как и внесение любых других изменений в конструкцию ТС. По предварительным оценкам, такая ситуация сохранится на территории большинства субъектов РФ в течение длительного времени», — предостерегли в министерстве.
В связи с этим Минэнерго предлагает приостановить новые требования к испытательным лабораториям на один год и оставить всё, как было по ситуации до 1 июня этого года, а также разработать упрощенный порядок регистрации автомобилей с ГБО. По различным оценкам, всего в России ежегодно примерно 400 тыс. автомобилей проходят процедуру изменения заводской конструкции. Из них 60–70% — это установка на легковые, легкие коммерческие (LCV) и грузовые автомобили газобаллонного оборудования. Затруднения с регистрацией ГБО чрезвычайно невыгодны Минэнерго, которое исполняет поручение президента России об увеличении парка автомобилей на газомоторном топливе.
Затруднение с регистрацией автомобилей на ГБО бьет по федеральной программе «Развитие рынка газомоторного топлива», на которую предполагается выделение огромных субсидий ежегодно, отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
«Регламентировать правила внесения изменений в конструкцию автомобилей нужно было существенно раньше, до появления программы «Развитие рынка газомоторного топлива», а сейчас все мы схватились за голову и думаем, как мы теперь это будем делать. Хотя эксперты и я в том числе неоднократно предупреждали, что эти правила напрямую бьют по программе», — отметил Бургазлиев.
По данным вице-президента Национального автомобильного союза (НАС) Антона Шпарина, многие автомобилисты уже столкнулись с трудностями при попытке официально зарегистрировать изменения в конструкции их машин.
«Встает вопрос газификации транспорта у крупных игроков — например, X5 Retail Group переводит полностью свой парк на ГБО. У нас в этом году граждане примерно около 600 тыс. автомобилей должны были перевести на газ, и все эти люди не смогут оформить документы», — рассказал эксперт.
По словам главы автомобильного союза, если установить ГБО или сделать тюнинг автомобиля нелегально, то автомобилиста ждет штраф в 500 рублей. Но при перепродаже машины новый владелец не сможет ее поставить на учет в ГИБДД. Инспектор потребует, чтобы хозяин в установленном законом порядке внес все изменения в конструкцию.