Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Истины инакомыслия: шестидесятники взяли новые рубежи Третьяковки

Галерея взглянула на нонконформистов сквозь объектив Тарковского
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Третьяковская галерея осваивает новые пространства — реальные и воображаемые. Выставкой «Свободный полет», посвященной Андрею Тарковскому и художникам-шестидесятникам, главный музей российского искусства открыл западное крыло здания на Крымском Валу. Экспозиция — насыщенная и в то же время комфортная для восприятия — имеет все шансы стать очередным блокбастером, но главное — задает дальнейший курс по использованию новой территории.

Всего два месяца прошло с момента передачи западной части здания ЦДХ Третьяковке. Конечно, слухи об этом ходили еще с прошлого года, и в том, что рано или поздно это произойдет, мало кто сомневался. Но когда «момент истины» настал, музею надо было в кратчайшие сроки что-то организовать на полученных площадях — хотя бы для того, чтобы продемонстрировать скептикам: это решение принято не зря.

Учитывая, что крупные выставки с произведениями художников первого ряда обычно планируются и готовятся годами, а здесь надо было оперативно занять аж несколько тысяч квадратных метров, Третьяковка стала искать союзников, которые могли бы перенести на Крымский Вал уже готовый проект.

Таким партнером стал Музей AZ, а проектом — выставочная трилогия «Свободный полет». Ее первая часть, посвященная Петру Беленку и фильму Тарковского «Сталкер», была показана в 2016-м в фойе Электротеатра «Станиславский». Год спустя москвичи увидели продолжение — в Новом пространстве Театра Наций экспонировались полотна и офорты Дмитрия Плавинского, вступившие в диалог с «Андреем Рублевым». А финальный эпизод, собравший целую плеяду нонконформистов на космическом корабле «Соляриса», создавался для фонда Франко Дзеффирелли во Флоренции.

И вот теперь все три эпизода встретились в одном месте. Их перенесли без существенных добавлений, набор экспонатов — почти тот же. Но «зазвучали» они по-новому: вместо отдельных тематических параллелей между живописью и кино получился визуальный и идейный срез эпохи, где всё взаимосвязано.

Обращение к прошлому, стремление к другим мирам, саморефлексии — это, с одной стороны, побег от советской действительности, а с другой — попытка ответа на вечные вопросы. Персонажи Тарковского отчаянно ищут Истину. Андрей Рублев — в искусстве и вере, Кельвин — в космосе, Сталкер и его спутники — в загадочной Зоне. И все они — немного аутсайдеры. Но разве художники-нонконформисты не похожи на них?

Неприкаянный бродяга Анатолий Зверев — чем не герой Тарковского? Или Плавинский с его мистицизмом и тягой к природе (ходил босой по лесу и тщательно зарисовывал листья растений)... Их судьбы, их искусство сплетаются в едином повествовании, развернутом в полутемных залах с подлинно кинематографической эффектностью. И вдруг оказывается, что все эти абстракции, странные символические системы, причудливые коллажи и ассамбляжи говорят с нами на абсолютно понятном, универсальном языке, ключи к расшифровке которого нашлись в кино.

В контексте «Соляриса» круги на ранних супрематических акварелях Зверева прочитываются как планеты и космические тела; диковинные пейзажи Юло Соостера — как виды иных миров. Угловатые профили Владимира Янкилевского кажутся портретами инопланетян, а веточки и вазы в натюрмортах Льва Краснопевцева — парящими в невесомости. «Панический реализм» Петра Беленка идеально рифмуется не только со «Сталкером», но и с фоторепортажем Виктории Ивлевой из Чернобыля, а поразительные деревянные объекты Плавинского, будто найденные при раскопках, заставляют задуматься о мудрости прошлых веков, воспетой в «Рублеве».

Все вместе — гимн советскому инакомыслию и вместе с тем напоминание, что настоящее искусство перерастает свою эпоху и остается актуальным всегда.

Читайте также
Прямой эфир