
Золотая пыль: зачем бестселлер переделали в кроссовер

В самом успешном семействе из Тольятти прибавление — универсал Lada Granta приподняли над землей, приодели в пластик и золото, добавили опций и увеличили ценник. ВАЗ совершает еще один шаг к тому, чтобы стать монополистом в сегменте «до миллиона», где, похоже, скоро окажется весь российский авторынок. К чему готовиться автомобилисту, вынужденному приобрести вместо иномарки российский псевдокроссовер, выясняли «Известия».
Рынок падает — «Гранта» растет. С мая прошлого года продажи выросли на треть, «Гранта» обогнала по продажам «Весту» и стала российским бестселлером, «Гранту» покупает каждый тринадцатый из покупателей новых авто.
Если сохранится эта динамика, а также зарплаты и темпы экономического развития в стране, покупателем «Гранты» вполне может оказаться каждый десятый, пятый — и поджарые автомобильчики станут такой же приметой рачительных 20-х, какой были упитанные, полновесно С-классовые «фокусы» второго поколения для щедрых «нулевых».
К тому же «АвтоВАЗ», обучившись трюкам иностранных иллюзионистов от маркетинга, ошеломляет свою непривычную к разнообразию аудиторию, на глазах разворачивая скудный модельный ряд пестрым веером модификаций. В этом плане семейство Lada Granta уже обогнало флагманскую Vesta.
Помимо недоступных для покупателей Vesta лифтбэка и хетчбэка, в Тольятти подготовили аналог хитового Lada Vesta SW Cross для тех, кто хочет меньше автомобиля за меньшие деньги. Рецепт един — увеличенный клиренс, защитный обвес из некрашеного пластика и позитивный золотисто-рыжий металлик в палитре цветов кузова. По цене Lada Granta Cross с диапазоном от 555 до 644 тыс. рублей уютно разместилась между обычным универсалом Granta (462–649 тыс. рублей) и универсалом Vesta SW (677–854 тыс. рублей).
Небедный родственник
На «АвтоВАЗе» в конкуренты Lada Granta Cross записывают, понятно, не Vesta SW Cross. «Эти модели в разных сегментах, и их покупатели не пересекаются, — подчеркивает на презентации Ян Птачек, исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по маркетингу и продажам. Приподнятая Lada будет соперничать с Renault Sandero Stepway и Kia Rio X-Line. Среди них Granta Cross тоже оказывается самой дешевой — разница в цене базовых версий составляет 150 000–290 000 рублей.
Выглядит при этом кросс-Granta если не на миллион, то как минимум на 760 000, которые просят за базовую кроссовую «Весту», хотя и стоит на порядок дешевле.
Благодаря «икс-фейсу», пластиковым щиткам, внедорожным бамперам с серебристыми вставками и оранжево-золотому металлику «Аурум» простенький по формам автомобиль стал напоминать европейский хетчбэк в спецверсии или концепт-кар для развивающегося рынка — помимо России такой формат любят еще в Южной Америке и в Индии.
На парковке краснодарского аэропорта наши рыжие Granta однозначно были самыми яркими автомобилями. Кому-то наряженный под внедорожник компакт с хромированными «усами» на бампере и рейлингами на крыше может показаться аляповатым, но безликих машин на российских дорогах предостаточно, а Granta Cross, как ее ни крути, здорово оживляет родные пейзажи. И собирает «лайки» от окружающих — в пути универсалы фотографировали даже из проезжающих мимо автомобилей.
Ограниченно универсальный
Универсалом Granta Cross, правда, можно назвать только с большой натяжкой — задний свес здесь всего на 3 см больше переднего и вмещает только 355 л поклажи. По форм-фактору это скорее высокий хетчбэк с почти вертикальной задней дверью, напоминающий европейский Ford Fusion (2002–2012 г.в.) — он, кстати, почти совпадает по габаритам и вместимости с Lada Granta Cross.
К форме и отделке багажника претензий при этом нет: весь отсек достаточно аккуратно обшит ворсовым материалом, бампер прикрывает пластиковая накладка, арки несильно сужают проем. Оперировать его крышкой тоже удобно — газовые упоры без лишней резвости поднимают пятую дверь, на ее изнанке предусмотрена ручка для закрывания.
В залитом свете пассажирском отсеке «оранжевое настроение» поддерживают рыжие вставки на дверях и сиденьях (взамен можно выбрать серые), оранжевые ободки шкал приборов. Передняя панель нарисована весьма экспрессивно для бюджетного автомобиля, причем не в ущерб эргономике.
Органы управления на массивной «тумбе» центральной консоли размещены почти образцово. В плане дизайна подкачал только руль: вытянутая ступица и боковые спицы складываются в унылую козью морду. Дверные карты плоские, с небольшими карманами — едва влезает полулитровая бутыль и пачка салфеток — зато с полноценными ручками, которыми могут похвастать не все конкуренты.
Передним седокам просторно по всем направлениям, а обзор во все стороны такой, что могут позавидовать пассажиры туристического автобуса. В Granta Cross легко предаться ностальгии: такое ощущение передвижения в аквариуме с тонкими стенками сейчас можно получить, только проехавшись на какой-нибудь древней вазовской же «шестерке» или Land Rover Defender.
Сиденья с зачаточной боковой поддержкой удобны по форме, но поначалу показавшейся плотной набивка на деле проваливается под весом тела ниже лопаток и через сотню километров спина начинает ныть. Подголовники торчат далеко позади, и приложиться к ним затылком, наверное, можно только в аварийной ситуации. К тому же передние кресла невозможно опустить низко: постаменты, на которых они установлены, диктуют безальтернативно «командирскую» посадку.
Возможно, кресла подняли из жалости к задним пассажирам: если спереди сидят рослые люди, колени сидящих сзади находятся в плотном контакте со спинками передних сидений, ступни же можно примостить под подушки. Зато никому не придется склонять голову, даже в шапке. По соотношению длины и высоты кузова Granta Cross напоминает коммерческий «каблучок».
Кони охрипшие, кони удалые
Водить кросс-«Гранту» интересно. За рулем этого автомобиля ощущаешь себя не пользователем бытового прибора, как в большинстве современных автомобилей, а дирижером целого оркестра механизмов разной степени отлаженности и строптивости. Сцепление легкое и неожиданно схватывает в самом начале обратного хода педали. Руль с электроусилителем почти невесом и при отклонениях на малые углы обратная связь с колесами исчезающе мала. Передачи 5-ступенчатой трансмиссии переключаются безошибочно, но вторая скорость имеет еще и звуковую «индикацию включения» — подвывание шестерен, проникающее в салон.
Зато звуки, издаваемые 106-сильной шестнадцатиклапанной «четверкой» объемом 1,6 л (Granta Cross доступна также с 87-сильным восьмиклапанником такого же объема), вряд ли кто-то назовет неприятными. В отличие от большинства современных двигателей аналогичного объема и конструкции мотор Granta не гудит пылесосом, а выдает богатый саундтрек с агрессивными, окрашенными хрипотцой нотками. При неплохой в целом шумоизоляции звуки от шин, мотора и трансмиссии складываются в звуковой фон, в котором нет отдельной раздражающей компоненты.
Тянет двигатель достаточно напористо, но настоящий энтузиазм проявляет ближе к 4000 оборотов в минуту. На более легкой Granta он позволяет выиграть у Vesta с таким же мотором почти 2 секунды в разгоне до сотни. Аппетит его во много определяется вазовской трансмиссией, которой остро не хватает шестой передачи — на 110 км/ч мотор трудится на 3 тыс. оборотов в минуту, хотя спокойно мог бы везти и на двух. С ней расход был бы меньше тех 9 с лишним литров, которые показал нам борткомпьютер в конце пути. Правда, мы совсем не старались экономить и практически не глушили мотор на протяжении дня.
Робот с хорошими манерами
Lada Granta Cross может быть и двухпедальной. Более мощный мотор агрегатируется с 5-ступенчатым «роботом» с единственным сцеплением. И он настроен так, что вряд ли кто-то пожалеет об отсутствии версии с древним 4-ступенчатым «автоматом» Jatco, который устанавливается на другие Granta.
В большинстве режимов движения его сложно отличить от КП с гидротрансформатором и планетарными передачами: небольшие клевки от разрыва тяги при переключениях заметны только в самом начале разгона. Их можно практически устранить, выбрав спортивный режим кнопкой на центральной консоли — он позволяет выкручивать мотор до 5500 оборотов на каждой скорости. Предусмотрен еще и зимний режим, когда автомобиль трогается на второй передаче. Коробка умеет даже перепрыгивать на пару ступеней вниз при резком нажатии на акселератор!
Городские пробки, серпантины, шоссе — за несколько сотен километров пути вазовский «робот» показал отличную приспособленность к любым режимам движения. Учитывая переплату всего в 25 000 рублей по сравнению с аналогично оснащенной Granta Cross на механике, его спокойно можно порекомендовать водителям, ищущим недорогую машину с «автоматом», в том числе начинающим.
Cross по пересеченной местности
Одно из главных преимуществ Cross-версии «Гранты» — увеличенный на 18 мм по сравнению с базовым универсалом дорожный просвет. Примерно 7 мм из них дали шины (195/55 R15 вместо 185/55 R15), остальное — более длинные пружины и амортизаторы сзади плюс измененные точки приварки чашек пружин на передних стойках.
Сложно сказать, существенно ли это увеличило проходимость по сравнению с базовой версией, но подвеска Lada Granta Cross покоряет с первых километров и заставляет уважать автомобиль тем сильнее, чем хуже дорога под колесами. Не по-бюджетному упруго она обрабатывает неровности любого размера и конфигурации, которые можно встретить на российских дорогах и направлениях. Через пару сотен километров тест-драйва мы совершенно перестали обращать на качество покрытия, объезжать неровности и сбрасывать скорость на грунтовке, а перед лежачими полицейскими притормаживали только из приличия.
Благодаря скошенным бамперам, коротким свесам и относительно короткой базе Granta Cross легко ползает по кочкам в полях. Но на скользком покрытии надо помнить о том, что у машины нет ни ESP, ни электронной имитации блокировок дифференциала, — легко можно как уйти в занос, так и застрять.
Здесь русский дух
Lada Granta Cross — цельная натура, живой и увлекательный автомобиль, который можно приобрести как за совокупность потребительских характеристик, так и просто подпав под обаяние яркой внешности и хрипловатого баритона двигателя. Но это всё еще русский автомобиль — в том смысле, что к нему по-прежнему придется в чем-то приспосабливаться, а качество упрямо сопротивляется стандартизации и разнится от экземпляра к экземпляру.
Рекомендовать Granta Cross к покупке вместо одноклассников иностранных брендов, например, мешает настройка привода тормозов. После свободного хода сантиметров в пять педаль встает колом, и требуется приложить немалое усилие только для того, чтобы Granta наконец начала тормозить. Из-за этого автомобиль почти всегда начинает замедляться с опозданием и делает это резковато. В городском движении это означает частые и небезопасные клевки и повышенную нагрузку на правую ногу. Странно настроенный механизм, словно перекочевавший с «Лады» прошлого века, выглядит особенно нелепо на фоне общей дружелюбности автомобиля к водителю и легкости других органов управления.
Первый опробованный нами автомобиль озадачил рулем, отказывавшимся самостоятельно возвращаться в «ноль», и немощью кондиционера — на максимуме холода он подавал в салон воздух, лишь немного отличающийся по температуре от забортных плюс тридцати. Обратно мы ехали на другой «Гранте» — и руль возвращался в исходное положение самостоятельно, а климатическая установка заставила померзнуть. Уже третье поколение иностранных топ-менеджеров в Тольятти не может превратить «Ладу» в иномарку — тот случай, когда жалеешь, что русские не сдаются.