Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Солнце, лодка и вода: умный экраноплан испытают этим летом

Беспилотник будет работать на солнечных батареях
0
Фото: пресс-сужба Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В ближайшие месяцы на Неве начнется тестирование уникального беспилотника, разработанного в России. Это судно на воздушной подушке с интеллектуальной системой принятия решений. «Летающая лодка» способна развивать высокую скорость при неограниченном запасе хода — на крыльях экраноплана нужно лишь разместить необходимое для конкретной задачи количество солнечных батарей. Ученые предлагают использовать «Шторм-600» в качестве мобильной платформы для дозарядки воздушных и подводных беспилотников. Также экраноплан пригодится для патрулирования акваторий, проведения поисково-спасательных операций и доставки грузов.

Солнце, воздух и вода

Сейчас полным ходом идет доработка опытного образца экраноплана, ученые намерены провести его первые испытания в июле-августе. Планируется, что «летающая лодка» будет непрерывно находиться в водах Невы больше недели.

Разрабатывают экраноплан ученые из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), вуза-участника проекта «5-100». Аппарат как бы парит над водой, рассказал «Известиям» его разработчик, ассистент кафедры теории и технологии сварки металлов СПбПУ Алексей Майстро.

— Есть такой экран-эффект, когда под крылом летательного аппарата создается аэродинамическая подушка. Самолетам это мешает взлетать: они набирают высоту резко –– специально, чтобы не попадать в данную зону, — пояснил он. — Когда крыло длинное, как у нашего экраноплана, появляется возможность двигаться по самой воздушной подушке. Она же работает как присоска. Школьникам на уроках физики демонстрируют опыт, когда в струе воздуха из пылесоса зависает теннисный шарик: и вниз не падает, и вверх не взлетает. Здесь использован тот же принцип.

На корпусе и крыльях экраноплана установлены солнечные батареи, работающие вместе с системой планирования расхода энергии (она включает в себя специальные накопители, которые способны распределять энергию так, чтобы ее хватило на темное время суток) — это позволяет судну двигаться по акватории беспрерывно.

— Энергия расходуется экономно, ее хватает вплоть до следующего светового дня. Однажды лодка плавала без остановки в течение шести дней. Она прошла бы и больше, но мы прервали тестирование, у нас не было задачи установить рекорд, — отметил Алексей Майстро.

«Шторм» с интеллектом

Экраноплан способен двигаться по заданной траектории с помощью GPS и совершать маневры, сообщил «Известям» разработчик интеллектуальных систем управления судна Александр Переверзев.

— Мы установили на судне лазерный радар (лидар), научили экраноплан распознавать препятствия и уклоняться от них. Затем добавили радиорадар, который повысил дальность системы технического зрения до 30 миль (примерно 56 км. — «Известия»), — пояснил ученый. — Судно «видит» препятствия и умеет их обходить. Сейчас мы работаем над программой, где карты местности и глубин водоемов совмещены с автоматическим идентификационным устройством, получающим координаты других судов.

Экраноплан способен прокладывать маршрут так, чтобы не сесть на мель, не врезаться в берег и не столкнуться с другими судами. Также система управления снабжена автоматическим механизмом, который позволяет учитывать при движении международные правила предупреждения столкновений судов. Это универсальный договор, который унифицирует правила предотвращения аварий в море и обязателен к исполнению в 153 государствах.

Важным конкурентным преимуществом «Шторма-600» является скорость — сейчас ее максимальное значение 200 км/ч. Однако после проведения опытных испытаний разработчики планируют увеличить ее еще минимум на 100 км/ч.

Идея судна, использующего при движении так называемый экранный эффект, возникла около ста лет назад, рассказал завкафедрой моделирования физических процессов и систем Тюменского государственного университета Родион Ганопольский.

— Было несколько теоретических разработок отечественных и немецких учёных, но возникли проблемы с практической реализацией из-за низкого на то время уровня развития технологий, — сообщил эксперт. — Работающие на солнечных батареях экранопланы стали легче, благодаря отсутствию топливных баков. В предложенном инженерами СПбПУ решении пилота заменил искусственный интеллект, что также снизило массу конструкции.

Разработчики видят массу возможностей практического применения аппарата. Экраноплан предлагают использовать, как мобильную платформу для дозарядки воздушных и подводных беспилотных аппаратов. Также, в случае установки высокоточной системы технического зрения, его можно будет применять для патрулирования и поиска нарушителей в акваториях, сканирования рельефа морского дна и поиска подводных объектов, при проведении поисково-спасательных операций и доставке грузов.

Читайте также
Прямой эфир