Обними меня, если сможешь: Вирджиния Вулф флиртует на экране


В российский прокат вышла мелодрама «Вита и Вирджиния» — атмосферный рассказ о творчестве, страсти и одиночестве. Среди множества фильмов о Вирджинии Вулф он не только не затеряется, но даже откроет для широкой публики некоторые малоизвестные факты из жизни этой удивительной женщины.
Формально главная героиня картины — Вита Сэквилл-Уэст, крупная британская писательница, жена дипломата и аристократка. Смелые романы и стихи, наполненные подробностями ее многочисленных любовных историй, пользовались огромной популярностью. Но если верить авторам «Виты и Вирджинии», перед Вирджинией Вулф и ее элитарным кружком Сэквилл-Уэст всегда благоговела, считая, на удивление многим, что ей самой никогда не достичь такого уровня литературного мастерства. Познакомившись с Вулф лично, Вита немедленно начинает ухаживать за ней, а та вяло сопротивляется, впрочем, иронично и с интересом относясь к попыткам своего соблазнения.
Образ Вирджинии Вулф проработан более чем детально, что неудивительно: о Сэквилл-Уэст сегодня помнят только историки литературы, а романы Вулф относятся к важнейшим произведениям ХХ века. Да и сама она неизменно вызывает интерес у публики: странные отношения с боготворящим ее мужем и издателем, загадочная личная жизнь, трагическая смерть, психические проблемы — биографам Вулф еще долго предстоит изучать потайные стороны ее личной жизни.
Актриса Элизабет Дебики («Вдовы», «Великий Гэтсби») деликатно представляет нам эволюцию своей Вирджинии. Сначала — холодная интеллектуалка, страдающая от фригидности, одиночества и недостаточного признания. Мятущаяся натура, позволяющая своим страстям выливаться только на бумаге. Наблюдательность, сарказм и снобизм делают ее не самым лучшим собеседником, да она и сама не слишком идет на контакт. Словом, образ романтический — неприкаянный гений, окруженный посредственностями, которым он чаще всего великодушно прощает их заурядность, хотя изредка не удерживается от того, чтобы о ней напомнить.
Познакомившись с поклонницей, Вулф раскрывает непознанную сторону своей сексуальности, впервые страдает от любви, а в результате использует полученные «сведения» для создания новаторского творческого метода. Его вершиной становится «Орландо», один из лучших ее романов с посвящением Сэквилл-Уэст и андрогином в качестве главного действующего лица (увидеть Виту такой могла только Вирджиния). При этом нам не пытаются доказать, будто отношения с Сэквилл-Уэст сделали Вирджинию Вулф другим человеком.
Наиболее пострадавшими в «Вите и Вирджинии» поначалу кажутся мужья героинь. Один прилагает все усилия, чтобы скандальные похождения супруги не разрушили его дипломатическую карьеру. Другой навсегда смирился с ролью слуги и друга и вопреки всему старается поддерживать удивительную и вечно чужую женщину, живущую с ним под одной крышей. Однако вскоре становится ясно, что главная жертва здесь сама Вирджиния.