Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Летному составу ВКС вернут право на получение льготных путевок в ведомственные санатории и базы отдыха. В Минобороны считают, что эта мера позволит избежать оттока пилотов из военной авиации. Еще несколько лет назад нехватка летного состава превышала тысячу человек, и преодолеть кадровый кризис удалось лишь недавно. Избежать его повторения, по мнению экспертов, и помогут дополнительные социальные гарантии для военных летчиков.

В Минобороны уже разработали поправки в закон «О статусе военнослужащих», меняющие порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных силах (есть в распоряжении «Известий»). В министерстве планируют предоставлять военнослужащим летного состава и членам их семей путевки на льготных основаниях. Сейчас документ находится на стадии внутриведомственных согласований. Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2020 года. В пояснительной записке подчеркивается, что законопроект будет «способствовать стимулированию летного состава к прохождению военной службы, созданию условий для сдерживания досрочного увольнения летного состава с военной службы, укреплению морально-боевых качеств и повышению социального статуса военных летчиков».

Вернуть в строй

Льготные путевки когда-то предоставлялись всем военнослужащим по контракту: офицерам, прапорщикам и мичманам, солдатам и матросам. Однако в 2012 году, когда военным существенно подняли размер денежного довольствия, все льготы были монетизированы. Летчикам решили вернуть их по двум соображениям.

летчики
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Во-первых, пилоты испытывают большие нагрузки, поэтому реабилитационные мероприятия им особенно необходимы. А во-вторых, Минобороны таким образом старается предотвратить кризис с кадрами, подобный тому, что случился несколько лет назад. Так, в 2016 году глава военного ведомства Сергей Шойгу указывал, что дефицит пилотов в ВКС превышает тысячу человек.

В настоящее время проблема кадров практически решена за счет увеличения числа выпускников авиационных училищ. Так, в основном учебном центре ВВС — Краснодарском училище — за четыре года число обучающихся возросло с 25 до 600 человек в год. В общей же сложности в войска за год приходит около тысячи пилотов.

Но через несколько лет у молодых офицеров, которые недавно пришли в авиаполки, закончится первый контракт. Поэтому о том, как сделать службу более привлекательной для них, в Минобороны думают уже сейчас. По словам источников «Известий» в военном ведомстве, скидка на путевки — лишь один из пунктов прорабатываемого сейчас комплекса мер по поддержке летчиков.

Заманчивая «гражданка»

Проблема дефицита военных летчиков характерна для многих развитых стран, располагающих серьезными вооруженными силами. Так, согласно данным Пентагона, в ВВС США не хватает порядка 5 тыс. военнослужащих летно-подъемного состава. Проблемы с кадрами испытывают и гражданские авиакомпании — поэтому они и переманивают военных пилотов.

пилот
Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

Гражданским летчикам предлагают значительно большие зарплаты, и конкурировать с этим сложно, поэтому государство должно предоставлять военным пилотам различные льготы, считает бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант Валерий Горбенко. При этом обучение летчиков ВКС обходится очень дорого, подчеркнул эксперт.

— Подготовка выпускников военных училищ намного выше, чем гражданских пилотов, — рассказал «Известиям» генерал. — Но, к примеру, на международных линиях летчики получают около 500 тыс. рублей. Это нужно учитывать: платить военному летному составу в среднем 150 тыс. рублей и выше — в зависимости от класса и налета. А разницу компенсировать льготами.

Летай на здоровье

Военные санатории необходимы, чтобы продлить летное долголетие, считает Валерий Горбенко. При таких нагрузках и перегрузках, отметил он, нужно следить за здоровьем, отдыхать и лечиться.

— Раньше по здоровью списывали намного реже, а летали пилоты гораздо больше, — напомнил эксперт.

самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Согласно новым поправкам за отдых в ведомственных здравницах летчики будут платить 25% от стоимости путевки, а члены их семей — 50%. Сейчас с пилотов ВКС взимают полную стоимость путевки наравне с остальными военнослужащими.

В основном летчиков будут направлять по льготным путевкам в санатории, которые специализируются на восстановлении опорно-двигательного аппарата и укреплении нервной системы, рассказал «Известиям» источник в военном ведомстве.

Золотые кадры

Еще недавно летные училища практически не набирали курсантов, притом что ежегодный отсев пилотов по состоянию здоровья и возрасту составляет около 5%, напомнил военный эксперт Владислав Шурыгин.

— Потребовались громадные усилия, чтобы преодолеть катастрофическое положении в авиации, — пояснил он. — Поэтому в последние пять лет и были очень большие наборы в военные училища. Этот кадровый потенциал необходимо сохранить, иначе через несколько лет летать на новейших самолетах, таких как Су-57, будет некому.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Проблема досрочного увольнения летчиков в армии стояла всегда, добавил эксперт. К 30 годам летчик становился пилотом первого класса, и к этому возрасту у него уже имелась выслуга около 10 лет. Через пять лет он получал право на пенсию и увольнялся из-за отсутствия перспектив.

— Нынешнее решение сделать отдых летчиков максимально доступным абсолютно правильное, — отметил Владислав Шурыгин. — В советское время при каждой части были летные профилактории, дома отдыха, куда пилотов отправляли в обязательном порядке после учений. Тогда же была создана система военных санаториев. Это позволяло значительно продлить летный возраст и обеспечить высокий уровень боеготовности.

Сегодня на балансе Министерства обороны находятся 48 санаториев — они расположены в престижных курортных районах России. Большинство военных здравниц в последние годы были отремонтированы. Полная стоимость трехнедельного отдыха одного человека с питанием и лечением составляет порядка 50 тыс. рублей. После отмены льгот посещение ведомственных санаториев военнослужащими и членами их семей снизилось в шесть раз — с 42,9 тыс. человек в 2011 году до 7,2 тыс. человек в 2018-м.

Читайте также
Прямой эфир