Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Превратности статистики

Кинокритик Кирилл Разлогов — о том, что скрывается за экранами Каннского кинофестиваля
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Внимание публики Канн сейчас приковано к фестивальным экранам, в то же время немало занятного обнаруживается и в статистических отчетах. Непосредственно перед открытием кинофестиваля его дирекция опубликовала данные, которые были призваны в первую очередь ответить на прошлогодние упреки в отсутствии паритета между женщинами и мужчинами. Однако данные, приведенные по другим темам, оказались не менее интересными, и, что самое примечательное, они свидетельствуют об определенной стагнации, а в отдельных областях — даже кризисе самого престижного киносмотра мира.

Первые общие цифры представленных и просмотренных отборочной комиссией фильмов не несут никакой существенной информации — как было около 2 тыс. полнометражных и более 4 тыс. короткометражных картин, так и осталось. Ничего нового не обнаруживается и в числе фильмов, включенных в официальную, сформированную дирекцией программу. Симптомы кризиса тщательно скрыты в середине чарта.

Это в первую очередь малое количество полнометражных дебютов — семь, и представленных стран — 39 (и это при условии распространения совместного кинопроизводства, где один фильм нередко представляет пять, семь, а то и десять стран). Отсутствие указания на процент не случайно. Но если в случае стран-участниц назвать его и нереально, поскольку нет установленного числа кинопроизводящих государств, то для картин официальной программы не могу отказать себе в удовольствии подсчитать долю дебютов — их менее 10%. То есть новые имена практически отсутствуют.

Отчасти спасти положение помогают программы «Неделя критики» и «Двухнедельник режиссеров», где доля дебютов выше, и в официальном материале дается выигрышная цифра — 26 претендентов на приз «Золотая камера» за лучший дебют, но это не главные направления фестиваля.

Гендерный раздел отчета называется «По направлению к паритету», и он еще более манипулятивен. Начинается он за здравие парижской команды фестиваля, где женщин большинство, затем следует не менее впечатляющая цифра каннской — из примерно тысячи сотрудников, работающих во время форума, женщин насчитывается 48%, упоминаются полный паритет в отборочной комиссии (4 на 4), среди председателей четырех официальных жюри и членов каждого из них, а также режиссеров фильмов открытия двух главных программ (Джим Джармуш в основном конкурсе и канадка восточного происхождения Мония Шукри в «Особом взгляде»).

Реальность спрятана в конце гендерного отчета. Среди представленных к отбору фильмов стало больше работ женщин-режиссеров: 26% полнометражных фильмов, 32% — короткометражных и 44% — среди работ, предоставленных киношколами для программы «Синефондасьон». Из этого делается вывод, что будущее кинематографа принадлежит женщинам. Думаю, что именно такой подход дал возможность фильму Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске» оказаться в программе «Особый взгляд». Это и радует, и пугает одновременно. Неужели в творческих конкурсах всё будет подгоняться под нужную статистику?

Впрочем, недоучет статистики тоже чреват опасностями. Так, на фоне триумфальных отчетов о победах отечественного кино в 2018 году Европейская аудиовизуальная обсерватория опубликовала итоговые цифры, где указано, что доходы от проката в России упали за этот период на 4,7%. Насколько это падение связано с протекционистскими мерами по поддержке отечественного кино, сказать трудно, но в наших победных реляциях эта цифра не упоминалась вообще.

Оправдательная интенция в Каннах сказалась и на фильме открытия. «Мертвецы не умирают» культового мастера Джима Джармуша можно рассматривать как ответ на критику, что в официальной программе фестиваля нет жанрового кино. Фильм о живых мертвецах зомби с многочисленными аллюзиями на классику жанра — куда уж более жанрово? В результате слабая пародия утерявшего вдохновение мэтра оказывается в центре внимания разочарованной аудитории, и симптомы склероза опять становятся очевидными.

Опять-таки, это не монополия Каннского киносмотра. На закате советской эпохи, анализируя разные критерии оценки качества фильма я, помнится, наряду с идеологическими, коммерческими и собственно художественными критериями писал об оценках «по весу» автора. Так вот, для Канн таких весомых канонизированных авторов существует не один десяток, и Джармуш — один из них. Поэтому каждый его фильм будет считаться шедевром, даже если «Мертвецов» спасает только блестящая роль и ирония Тильды Суинтон…

Автор — председатель гильдии киноведов и кинокритиков

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир