Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Генеральская лестница

Киновед Кирилл Разлогов — о том, какие проблемы стоят перед Каннским фестивалем
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На следующей неделе откроется 72-й Каннский кинофестиваль. После объявления программы последней из параллельных секций форума — «Двухнедельника режиссеров» — наконец, сложилась полная картина ежегодного смотра мирового кино на Лазурном Берегу. В отзывах прессы (не только отечественной) фестиваль нередко сводится к основному конкурсу, и тогда начинается «плач Ярославны», что в списке конкурсантов «опять» не оказалось российской картины. На самом деле в совокупности каннских программ сложилась забавная комбинаторика, которая вывела отечественный кинематограф в разряд необходимых компонентов почти каждой из объявленных официальных и параллельных секций.

Конечно, хотелось бы, чтобы наши ленты всегда фигурировали в основном конкурсе, но в Каннах это, как правило, конкурс признанных «генералов», которых фестиваль пестует на протяжении десятилетий. От нас я бы в этот список включил из ныне живущих, помимо братьев Михалкова и Кончаловского, еще Александра Сокурова и, конечно, Андрея Звягинцева. У них в этом году к началу фестиваля новых законченных картин не оказалось. Второй по значению конкурс «Особый взгляд» также всё больше становится «генеральским» (что объясняет нынешнюю стагнацию фестиваля). Здесь бывают и немногочисленные исключения, и мы вправе гордиться тем, что наша страна выдвинула совсем молодого «кандидата в генералы» — ученика Сокурова из Кабардино-Балкарии Кантемира Балагова. В позапрошлом году его полнометражный дебют «Теснота» был показан в «Особом взгляде» и удостоен уважаемого приза Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), а теперь его новый фильм «Дылда» фигурирует в том же разделе. Есть все основания полагать, что в случае успеха молодой режиссер может через год оказаться и в основном конкурсе.

В последних дополнениях к официальной программе, наряду с ожидаемыми в основном конкурсе картинами Квентина Тарантино («Однажды... в Голливуде») и Абделатифа Кешиша («Мектуб, любовь моя. Интермеццо»), в программе «Особый взгляд» появилась лента Ларисы Садиловой «Однажды в Трубчевске». Это будет ее каннский дебют.

Отечественные короткометражные ленты, как правило, присутствуют в программе «Синефондасьон» — она формируется из фильмов, сделанных в различных кинематографических учебных заведениях мира. В этом году здесь представлен Санкт-Петербургский университет кино и телевидения, что подтверждает участие старейшей (вместе со ВГИК или даже до него) киношколы мира в перспективном развитии кинематографа. Лента Олеси Яковлевой «Сложноподчиненное» ставит, по нашему обыкновению, сложные вопросы и задачи не только перед переводчиками, но и перед членами соответствующего жюри, а также зрителями.

Правда, в этой сфере самая сложная для нас задача — последующий переход даже победившего режиссера к полному метру, как это случилось с Таисией Игуменцевой, полнометражный дебют которой «Отдать концы», в соответствии с регламентом показанный в официальной каннской программе, не произвел того впечатления, которое произвела ее учебная работа «Дорога на», удостоенная, помимо «Синефондасьон», и множества других международных призов.

В «Двухнедельнике режиссеров» в этом году русский след присутствует в картине Кирилла Михановского «Дай мне свободу», ранее с успехом показанной на фестивале «Сандэнс» Роберта Редфорда, где особо пестуют независимый кинематограф и самостоятельные эстетические высказывания.

Я бы не стал забывать и о наследии СССР. В программе «Канн-классик» можно будет увидеть снятую еще в советское время на студии «Грузия-фильм» ленту Эльдара Шенгелаи и Тамаза Мелиавы «Белый караван». Шенгелая, который недавно показывал свой фильм «Кресло» на Московском МКФ, будет почетным гостем этой каннской программы.

Если к этому добавить обширную программу Российского павильона, ясно, что наши фильмы присутствуют почти на всех этажах каннской лестницы, в данном случае — лестнице отбора программ. Тем самым российская кинематография подтверждает и свое историческое значение, в традициях Эйзенштейна и Тарковского, и собственную жизнеспособность сегодня.

Сомнение у многих комментаторов вызывает жизнеспособность самого Каннского кинофестиваля. В прошлом году при объявлении программ главной темой был конфликт с гигантом «Нетфликс», который сделал ставку на стриминг фильмов сразу в интернет и отказывался показывать их в кинотеатрах. Это опять-таки привело к забавной рокировке: фильм «Рома» Альфонсо Куарона ровно по этой причине не попал в Канны, но затем был показан в Венеции, что свидетельствовало о большей влиятельности итальянского смотра по отношению к французскому. Хотя дело было здесь, конечно же, в особенностях французского законодательства, которое требовало строгого соблюдения «окон» между выпуском фильмов в кинотеатрах и их переходом на телевидение и в интернет.

На сей раз директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо прямо прокомментировал эту проблему, сказав, что этот порядок надо будет менять и придется устанавливать разные «окна» для разного типа фильмов, в том числе и для картин, которые создавались именно в расчете на стриминг, а не на кинотеатральный показ, как бы этот показ ни был дорог тем людям, которые связали свою жизнь с кинематографом 50, 40 и даже 30 лет тому назад. Именно французское законодательство — а не какие-либо другие причины — привело к усилению венецианского киносмотра вместе с американскими фестивалями в канадском Торонто и уже упоминавшимся «Сандэнсом».

Чего же ждут критики от каннской программы? У меня создается ощущение, что ожидания становятся стопроцентно предсказуемыми, поскольку набор режиссеров, которые культивируются каннскими отборщиками, остается неизменным, а они делают столько фильмов, что их достаточно для заполнения всех программ полностью.

Тенденции реального развития кинематографа произрастают из таких программ, как берлинский «Форум молодого кино», «Неделя критики» в Каннах, иногда даже «Особый взгляд» в основной каннской программе. Именно в показанных здесь картинах можно найти ростки того нового, что может выжить в условиях, когда зарождается могучая волна виртуальной реальности, фильмов, снятых на сотовые телефоны, и экранной продукции YouTube.

Как эти различные потоки будут взаимодействовать в том числе и на каннском кинорынке, которому в этом году исполняется 60 лет, мы увидим в ближайшее время.

Автор — председатель Гильдии киноведов и кинокритиков, доктор искусствоведения, профессор

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир