Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Военный триллер «Братство» Павла Лунгина еще до выхода в прокат стал одним из самых обсуждаемых российских релизов года. Специалисты спорят о том, насколько соответствуют действительности показанные в нем события афганской войны. Теперь же и простые зрители могут составить свое мнение. А заодно стоит вспомнить предыдущие картины Павла Лунгина, многие из которых уже стали классикой.

«Такси-блюз» (1990)

Дебютный полный метр Лунгина сразу сделал его знаменитым: сначала фильм получил приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, потом — номинацию на «Золотой глобус» и французский «Сезар». Это трагическая история дружбы богемного саксофониста и самого обычного таксиста, который привык жить «правильно» и напрасно пытается перевоспитать своего непутевого приятеля. В «Такси-блюзе» проявился драматический талант музыканта Петра Мамонова, который с тех пор стал частым «гостем» авторского кино. В дуэте с ним — великолепный Петр Зайченко, ранее снимавшийся у Вадима Абдрашитова.

«Свадьба» (2000)

Во второй половине 1990-х Ларс фон Триер изменил кинематограф, выпустив манифест «Догма 95» и заставив многих режиссеров мира пересмотреть свои взгляды на киноязык. Вдохновившись идеей датского гения, Павел Лунгин снял «Свадьбу», которая хоть и не имеет сертификата «Догмы», но влияние «Идиотов», «Торжества» и «Последней песни Мифуне» в ней ощущается в каждом кадре. Это нервная, живая картина о том, как два человека вдруг решили пожениться — и сделали это, отдавшись на волю свойственной той эпохе пьяной и свободной стихии. Пожалуй, именно здесь Марат Башаров сыграл свою лучшую кинороль. Участие фильма в основном конкурсе Каннского фестиваля — лишнее подтверждение его уровня.

«Олигарх» (2002)

В отличие от многих мэтров русского артхауса, Лунгин всегда старался найти способ говорить с самой широкой аудиторией, искал для этого характеры, сюжеты, форму. «Олигарх», например, исследовал природу нового русского капитализма, а в главном герое, собирательном образе отечественного миллионера, можно было легко узнать отдельные черты Бориса Березовского и других крупных бизнесменов. Лунгин воспитан в традициях мировой культуры, поэтому, как и полагается в классической литературе, за молниеносное обогащение его герою обязательно придется расплатиться, за резкими взлетами будут следовать катастрофические падения. И в то же время Лунгин уважает новый тип человека — self-made man — и искренне пытается оправдать его действия в экстремальных российских обстоятельствах.

«Остров» (2006)

Когда фильм только вышел, многие сомневались, что российский зритель XXI века готов к разговору о святости, грехе и искуплении. И действительно, в прокате картина шла при пустых залах. Но после первого показа по ТВ стало ясно, что это национальный хит, со временем «Остров» встал в один ряд с «Особенностями национальной охоты» и «Братом». Петр Мамонов сыграл здесь юродивого праведника, который творит чудеса, изгоняя бесов и исцеляя болезни, хотя его образ жизни мало соответствует монашескому уставу. Единственное, чего он не может сделать, — простить себя за поступок, совершенный десятилетия назад. Но именно поэтому его молитва остается такой сильной и чистой. «Остров» и сегодня производит огромное впечатление, а персонажи Дмитрия Дюжева, Виктора Сухорукова и Виктории Исаковой наполняют его дополнительной проблематикой, о которой хочется спорить и спорить.

«Царь» (2009)

В известной степени «Царь» — логическое продолжение «Острова». Мамонов здесь опять юродивый, но теперь — облеченный властью. Он — царь Иоанн Васильевич, прозванный Грозным. Религиозное настроение сменяется у него яростью и страхом, он беспощаден и умен, его окружение состоит из самых опасных людей в стране. Одно из любимых развлечений царя — мучить людей, не деля их на невинных и заслуживающих казни. Если в «Острове» достойного оппонента протагонисту нет, то в «Царе» это митрополит Филипп (одна из сильнейших ролей позднего Олега Янковского), который единственный не боится тирана и готов принести себя в жертву ради нескольких слов правды. Симпатии Лунгина, разумеется, на его стороне, хотя он понимает, что в эпоху торжествующего произвола интеллигент не может победить. Но должен до последнего говорить то, что думает.

«Дирижер» (2012)

Под ораторию митрополита Илариона (Алфеева) «Страсти по Матфею» в Иерусалиме разворачивается современная трагедия. Знаменитый русский дирижер Петров (Владас Багдонас) приехал в Вечный город с гастролями, но истинная цель его визита не в этом. Его сын покончил с собой, и Петров сначала винит в этом юношу и его сомнительных друзей, но по мере того, как он узнает новые подробности произошедшего, он понимает, что причина — в нем самом, в его характере, образе жизни, отношении к людям. Главный туристический маршрут в Иерусалиме — знаменитый Путь страданий, ведущий по следам последних часов земной жизни Иисуса Христа. У Петрова точки перемещения будут иными, и Голгофа у него своя, но личный Путь страданий ему придется пройти до конца — как и ряду других персонажей этого монументального фильма.

«Дама пик» (2016)

Лунгин специально слегка изменил название пушкинской повести, чтобы зритель не думал, что смотрит экранизацию. В центре сюжета — театральные интриги, где молодой герой, Андрей, одержим мечтой спеть Германа в постановке оперы Чайковского. А еще он разрывается между молодой партнершей по труппе и роковой дивой средних лет, эгоистичной сердцеедкой со странными привычками. На свою беду, в постановке «Пиковой дамы» она выбрала себе партию графини, а той полагается умереть. Понарошку или по-настоящему — зависит от того, насколько связавшийся с бандитами Андрей ассоциирует себя с пушкинским персонажем, и хватит ли ему сил сдержать приближающееся безумие. В одном Лунгин был точно прав: Иван Янковский — идеальный Герман, благодаря его игре классический сюжет (пусть и видоизмененный) мгновенно становится злободневным и волнует, как при первом знакомстве.

Читайте также
Прямой эфир