Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Бессилие и сила

Общественный деятель Владимир Легойда — об уроках, которые мы должны усвоить после пожара в соборе Парижской Богоматери
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

За минувшие сутки было сказано много печальных слов о пожаре в соборе Парижской Богоматери. Кто-то увидел в этом без преувеличения трагическом событии знаки последних времен, апокалиптический символизм: закат Европы, Богородица покинула Париж и прочее.

Конечно, в словаре христианина нет слова «случайность» как события, лишенного изначального смысла. Во всем происходящем христиане призваны видеть волю Божию, пытаясь не только и, если угодно, не столько понять, почему, но и — в первую очередь — суметь увидеть, для чего. То или иное событие помогает нам что-то понять о нас самих, о том, кто мы и куда идем.

И вот, раздумывая именно над этим «для чего», я никак не могу отделаться от мысли, которая пронзила меня, когда я в понедельник вечером наблюдал вместе с миллионами людей во всем мире полыхающее пламя в одном из самых знаменитых соборов христианского мира. Это была мысль о бессилии.

Сначала не мысль даже — осознание, естественно, наступило позже, — но острое чувство беспомощности. Чрезвычайно продвинутое современное информационно-технологическое общество предоставляет нам немыслимые ранее возможности: непосредственно в прямом эфире, или, как сейчас принято говорить, онлайн, наблюдать за разворачивающейся трагедией. При этом, несмотря на всю техническую мощь человеческой цивилизации в начале XXI века, мы никак не можем помочь, не можем сделать ничего, чтобы остановить бушующую стихию.

Я сейчас не о тех парижских пожарных, которые мужественно выполнили свой долг и, насколько я понимаю, сумели спасти основные святыни собора. Я о нас, о миллионах и миллионах зрителей, совершенно бессильных хоть как-то повлиять, хоть что-то сделать для того, чтобы огонь прекратил уничтожать храм.

Таков знак, таково знамение времени. Со всей нашей цивилизацией и техникой, с искусственным интеллектом и ракетами в космосе, с адронным коллайдром и нанотехнологиями мы не смогли защитить величайший культурный и религиозный памятник мира, чуть было не уничтоженный, насколько сейчас можно судить, по неосторожности строителей.

Проходят века, сменяют друг друга цивилизации, но человек по-прежнему нередко оказывается беззащитен. И Бог, как никогда, — как всегда — близок.

Думаю, это один из выводов, который мы должны сделать. Один из знаков времени, который нельзя не увидеть в случившейся трагедии.

А если всё же продолжать поиски особых знаков в произошедшем событии, то мне близка та точка зрения, что не надо усматривать здесь какой-то зловещей символики, какого-то особого апокалиптического знамения. Прежде всего потому, что все эти печальные знаки времени довольно очевидны и без вчерашнего ужасного пожара: достаточно почитать ленту новостей, чтобы убедиться, какие события ежедневно попадают в топ и как всё это характеризует нашу сегодняшнюю жизнь — во всем мире.

А вот то, что парижская трагедия стала символом объединения, символом солидарности христиан (и не только христиан) во всем мире, — это вселяет надежду. Хотя и немного грустно — хотелось бы, конечно, чтобы нас объединяли не печальные, но радостные события.

Ну и еще об одном. Есть такая замечательная русская поговорка: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Ужасны разрушения святынь и культурных памятников. Но на их восстановление всегда есть надежда, если жива в наших сердцах та любовь, которая когда-то воздвигла эти стены. Та любовь, которая, по словам великого Данте, «движет солнце и светила».

Автор — глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата, главный редактор журнала «Фома»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир