Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенные пункты Рубанщина и Заолешенка в Курской области
Мир
Reuters сообщило о подписании Трампом закона о финансировании правительства
Армия
ВС России уничтожили дроном «Форпост» технику ВСУ в курском приграничье
Мир
Меркель назвала Россию огромной и сильной страной
Армия
Минобороны РФ изменит нормы снабжения имуществом штурмовиков
Экономика
Цены на жилье могут вырасти на 10–20% из-за расширения семейной ипотеки
Мир
Трамп подписал указ о сокращении функций агентства по глобальным медиа
Спорт
Футболисты «Локомотива» обыграли «Динамо» со счетом 2:1 в матче РПЛ
Мир
В протестных акциях в Белграде приняли участие 107 тыс. человек
Мир
CENTCOM сообщило о начале крупномасштабной операции против хуситов в Йемене
Мир
Более 80 тыс. рабочих промпредприятий вышли на демонстрации в Германии
Экономика
Выдачи семейной ипотеки за год выросли в полтора раза
Мир
Вице-премьер Сербии не исключил возможность ареста Милорада Додика
Мир
Путин, Лукашенко и Рахмон обсудили с Алиевым межгосударственные отношения
Мир
Мать с двумя сыновьями ворвались в лицей во Франции с ножом
Мир
Китайский истребитель потерпел крушение во время учений
Мир
Суд в США обязал Starbucks выплатить $50 млн водителю после ожогов горячим кофе

Карты, деньги, Казахстан: триллер «Бизнесмены» обращен в 1990-е

На экранах — еще одна удачная попытка осмысления постсоветского прошлого
0
Фото: RFG Distribution
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российский прокат выходит криминальный триллер «Бизнесмены» — для нашего рынка продукт экзотический. Казахское кино уже не первый год переживает творческий подъем, но в кинотеатрах его можно встретить редко. Однако темы, герои и сюжеты настолько тесно связаны с нами, что первое же знакомство мгновенно перерастает в крепкую дружбу.

Фильм Акана Сатаева — рассказ о трех студентах, которые на закате перестройки осознали, что нужно меняться вместе с системой и срочно начинать зарабатывать. Один из них — фарцовщик и двоечник Дамир — вечно водится с темными личностями и «мутит» дела. Второй — отличник и идеальный комсомолец Аскар — мог бы стать партийным бонзой. Третий, главный герой, просто очень сообразительный и порядочный парень Ануар. Когда они вместе, им никто не страшен, ребята ввязываются в любые авантюры, ездят на «разборки», расширяют бизнес и рискуют всё сильнее. Погубить их могут только внутренние раздоры, которые, к сожалению, неотвратимы.

Кажется, мы всё это уже не раз видели — «Олигарх», «Бригада», «Бумер» и многие другие истории о криминальной дружбе еще свежи в народной памяти. Малобюджетный и довольно простой триллер с предсказуемым сюжетом из Казахстана мог легко оказаться в числе эпигонов, но почему-то таким не воспринимается, даром что фильм снят на русском языке. Возможно, дело в том, что Алма-Ата здесь выглядит другим миром, где меньше, чем в России 1990-х, рэкета, бандитизма и шокирующей роскоши. Герои «Бизнесменов» понимают, что если действовать умеренно и «по понятиям», всё будет в порядке, поэтому даже в самых темных делах обнаруживают больше чести и благородства, чем их коллеги в «центре». Авторы картины специально подчеркивают контраст, иногда перенося действие в Москву. В ней правят «воры в законе» или такие влиятельные воротилы, к которым даже с миллиардным делом казахскому парню пробиться невозможно.

Среди звериных законов нужно было остаться человеком, и воспоминания о былых временах — не ностальгия, а исповедь выживших. Так можно охарактеризовать месседж «Бизнесменов». Современное казахское кино опять и опять возвращается к теме, в этом отношении идейной разницы между эстетской лав-стори «Ласковое безразличие мира», коммерческой комедией «Одноклассники» и реалистическими «Уроками гармонии» нет. В каждой из названных картин прошлое напрямую определяет будущее, а проблема выбора становится вопросом жизни или смерти (часто жестокой и медленной).

До конца отрефлексировать прошлое без общих усилий невозможно, поэтому каждый случай историософского высказывания бывших советских республик так важен. Выход казахского триллера — не случайная попытка слегка разнообразить российский кинопрокат, но часть объективного системного процесса. «Их» девяностые — это и наши, и грузинские, армянские, киргизские, узбекские, украинские тоже. Значит, надо смотреть кино вместе — и думать тоже вместе.

Читайте также
Прямой эфир