Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Карты, деньги, Казахстан: триллер «Бизнесмены» обращен в 1990-е

На экранах — еще одна удачная попытка осмысления постсоветского прошлого
0
Фото: RFG Distribution
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российский прокат выходит криминальный триллер «Бизнесмены» — для нашего рынка продукт экзотический. Казахское кино уже не первый год переживает творческий подъем, но в кинотеатрах его можно встретить редко. Однако темы, герои и сюжеты настолько тесно связаны с нами, что первое же знакомство мгновенно перерастает в крепкую дружбу.

Фильм Акана Сатаева — рассказ о трех студентах, которые на закате перестройки осознали, что нужно меняться вместе с системой и срочно начинать зарабатывать. Один из них — фарцовщик и двоечник Дамир — вечно водится с темными личностями и «мутит» дела. Второй — отличник и идеальный комсомолец Аскар — мог бы стать партийным бонзой. Третий, главный герой, просто очень сообразительный и порядочный парень Ануар. Когда они вместе, им никто не страшен, ребята ввязываются в любые авантюры, ездят на «разборки», расширяют бизнес и рискуют всё сильнее. Погубить их могут только внутренние раздоры, которые, к сожалению, неотвратимы.

Кажется, мы всё это уже не раз видели — «Олигарх», «Бригада», «Бумер» и многие другие истории о криминальной дружбе еще свежи в народной памяти. Малобюджетный и довольно простой триллер с предсказуемым сюжетом из Казахстана мог легко оказаться в числе эпигонов, но почему-то таким не воспринимается, даром что фильм снят на русском языке. Возможно, дело в том, что Алма-Ата здесь выглядит другим миром, где меньше, чем в России 1990-х, рэкета, бандитизма и шокирующей роскоши. Герои «Бизнесменов» понимают, что если действовать умеренно и «по понятиям», всё будет в порядке, поэтому даже в самых темных делах обнаруживают больше чести и благородства, чем их коллеги в «центре». Авторы картины специально подчеркивают контраст, иногда перенося действие в Москву. В ней правят «воры в законе» или такие влиятельные воротилы, к которым даже с миллиардным делом казахскому парню пробиться невозможно.

Среди звериных законов нужно было остаться человеком, и воспоминания о былых временах — не ностальгия, а исповедь выживших. Так можно охарактеризовать месседж «Бизнесменов». Современное казахское кино опять и опять возвращается к теме, в этом отношении идейной разницы между эстетской лав-стори «Ласковое безразличие мира», коммерческой комедией «Одноклассники» и реалистическими «Уроками гармонии» нет. В каждой из названных картин прошлое напрямую определяет будущее, а проблема выбора становится вопросом жизни или смерти (часто жестокой и медленной).

До конца отрефлексировать прошлое без общих усилий невозможно, поэтому каждый случай историософского высказывания бывших советских республик так важен. Выход казахского триллера — не случайная попытка слегка разнообразить российский кинопрокат, но часть объективного системного процесса. «Их» девяностые — это и наши, и грузинские, армянские, киргизские, узбекские, украинские тоже. Значит, надо смотреть кино вместе — и думать тоже вместе.

Читайте также
Прямой эфир