«Санкции — это тяжелое бремя для исландской экономики»


Экономика «страны гейзеров» страдает от европейских санкций против Москвы, экспорт рыбы в Россию упал на 90–95% по сравнению с досанкционными годами. Об этом в интервью «Известиям» заявил министр рыбной промышленности и сельского хозяйства Исландии Кристиан Фор Юльссон. Политик также рассказал, как Москва и Рейкьявик налаживают новые каналы сотрудничества в сфере высоких технологий и образования, и поделился своими опасениями по поводу Brexit.
— Исландия не входит в ЕС, но тем не менее поддержала европейские санкции против России. В ответ наша страна ввела контрсанкции и запретила ввоз исландской рыбы. Как экономика Исландии отреагировала на эти меры?
— Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хочу упомянуть, что я родом из города Акурейри, что расположен чуть ниже полярного круга. Из-за северного положения нашего города его представителей частенько делегируют обсуждать вопросы Арктики от имени Исландии. Вот и на нынешнем форуме присутствует мэр Акурейри. Основной промысел нашего городка еще с незапамятных времен — это рыбная ловля. Когда-то я сам стоял во главе городской администрации, и тогда мы экспортировали большую часть добытой продукции в Россию. В основном это была мойва и скумбрия, а также сельдь.
Но в 2014 году, после того как Исландия присоединилась к европейским санкциям, наши экспортные показатели в Россию — я имею в виду государства в целом — упали более чем на 90–95% по сравнению с предыдущим годом. Исходя из этого я могу сказать, что санкции и контрсанкции одинаково сильно ударили как по России, так и по нашей стране. Санкции — это тяжелое бремя для исландской экономики.
— То есть мы можем сказать, что рыбная промышленность Исландии сильно пострадала от взаимной политики санкций?
— Да. Рыбная индустрия нашей страны не вчера возникла, она строилась, налаживала экспортные каналы в течение многих лет. Поэтому да, санкционный удар по ней оказался крайне сильным.
Но наибольший ущерб, как я считаю, был нанесен хорошим отношениям между нашими странами. Я сам рыбак — раньше был капитаном на рыболовном траулере и еще застал то время, когда российские и исландские моряки вместе выходили в море. Знаете, связям между нашими странами десятилетия, если не века. Так что самая разрушительная вещь, которую принесли санкции, — обрыв этих связей. Ведь ущерб не всегда значит денежные потери.
Конечно, нас не устраивает подобное положение дел. Но мы, исландцы, всегда стараемся смотреть в будущее. Если оценить наше двустороннее сотрудничество, мы увидим, что всё больше и больше исландских компаний выходит на ваш рынок. Они принимают непосредственное участие в обновлении российской рыбной промышленности.
В первый день форума я посетил офис одной такой исландской компании, которая занимается экспортом дизайна, технологий и прочего. Она называется Nautic Rus. Там я мог наблюдать, как около 50 молодых сотрудников, все очень опытные люди, вместе работают над разработкой важных проектов. И знаете, мне было приятно это всё видеть, я расцениваю это как добрый знак, символ того, что мы сумеем построить новые мосты между нашими странами.
— Получается, что сотрудничество в технической сфере не подпадает под санкции?
— Да, этот сектор вне ограничений. Как видите, мы пытаемся найти другие способы контактировать с Россией, не нарушая санкционный режим. И надо сказать, что сотрудничество в технологической отрасли процветает. Помимо рыбы у нас есть и другие общие сферы — у университета моего родного города Акурейри есть соглашение о сотрудничестве с Мурманским технологическим университетом. Как видите, в области образования мы также остаемся партнерами.
— С какими еще регионами РФ сотрудничают исландские компании? Нет ли желания начать инвестировать, например, в рыбную отрасль Крыма?
— Нет, пока таких планов нет. Мы работаем с компаниями, которые находятся здесь, в Петербурге. Из регионов это уже упомянутый Мурманск, Камчатка, Курилы, Дальний Восток.
— А что вы думаете об участии исландских компаний в модернизации российского рыболовного флота?
— Да, это своевременное и мудрое решение. И мы очень гордимся тем, что можем помочь в этом деле. Исландия готова предоставить свой опыт и свои технологии для российской инфраструктуры.
— В перечисленные вами регионы из Исландии удобнее всего добираться по Северному морскому пути. Планируют ли исландские суда пользоваться этим маршрутом?
— Мы пока заняли позицию наблюдателя. Нам интересен этот путь, он может сократить дорогу до перспективного для нас китайского рынка. Но какого-либо конкретного решения по этому вопросу — пользоваться Севморпутем или нет — у нас пока нет.
— Во второй половине прошлого века в Северной Атлантике гремели «тресковые войны» между Великобританией и Исландией. А всё началось с того, что ваша страна решила увеличить исключительную зону до 200 миль. Тогда вопрос удалось решить с великим трудом, приняв систему общеевропейских квот. Теперь же, когда Великобритания планирует покинуть ЕС, она может потребовать вернуть свои национальные квоты. Стоит ли тогда ожидать нового раунда «тресковых войн»?
— Нет, нет, что вы. Надеюсь, у нас больше никогда не будет подобных столкновений с британцами. Наше сотрудничество с Великобританией сейчас на очень высоком уровне. Точно так же, как и компании из России, немецкие и британские фирмы используют наши ноу-хау в рыболовной сфере.
По поводу Brexit: мы ведем переговоры с Лондоном, чтобы обезопасить наши интересы в Северной Атлантике — не стоит забывать, что мы импортируем большое количество продуктов из Британии. Так же, как и в случае с Севморпутем, здесь мы просто в позиции наблюдателя.
— И последний вопрос: как вы оцениваете итоги нынешнего форума? В чем его главное отличие?
— Проведение таких форумов архиважно для всей Арктики. Необходимо, чтобы все участники Арктического совета поддерживали активный диалог не только словом, но и делом, а также продолжали сотрудничество даже по самым сложным вопросам, не откладывая их в долгий ящик. Это принципиально не только для Исландии, но и для всех народов, живущих у полярного круга.