
«Все его фильмы — немного сказки»

Смерть Георгия Данелии потрясла всю страну. «Известия» собрали отклики коллег великого режиссера на печальную новость.
Карен Шахназаров, глава киностудии «Мосфильм»:
— Георгий Данелия — выдающийся режиссер, самобытный художник, со своим неповторимым стилем, что большая редкость в кино. Человек колоссального таланта и огромного обаяния. Я хорошо знал Георгия Николаевича. Считаю его одним из своих главных учителей. После окончания ВГИКа я начал работать в его объединении — пришел туда режиссером-постановщиком и снял пять картин, в том числе «Мы из джаза» и «Курьер». Он все их смотрел, давал советы во время работы. Он оказал на меня очень большое влияние — и как мастер, и как человек. Это огромная потеря для нашей культуры...
Павел Лунгин, кинорежиссер, сценарист и продюсер:
— Его уход — очень печальная новость. Мне повезло, я знал Георгия Николаевича лично. На Высших курсах сценаристов и режиссеров я даже учился в его мастерской — правда, совсем недолго. Что тут скажешь... На наших глазах уходят последние крупнокалиберные личности. Титаны уходят. Те, чьи фильмы знали все и любили все. Те, кто был моральным авторитетом и художественным достоянием нации. К сожалению, из нынешнего поколения рядом с ними уже никого не поставишь.
Алексей Герман, режиссер:
— Ушел Рязанов, ушел Хуциев, теперь — Данелия... Самое печальное, что у нас не остается соразмерных фигур. Ушла не просто эпоха, а та высота, на которой было наше кино и которую мы можем никогда не взять. Все они были абсолютными гениями и умудрялись снимать фильмы, которые смотрели 30–40–50 лет... Будут ли смотреть наши фильмы через полвека? Не уверен. И замены им просто нет.
Рустам Ибрагимбеков, сценарист, драматург, писатель, режиссер:
— Георгий Николаевич был моим старшим товарищем, уважаемым мной человеком и товарищем. Он — великий режиссер, наделенный потрясающим чувством юмора, оставивший после себя не только выдающиеся фильмы, ставшие нашей классикой, но и замечательные книги, которыми зачитывались сотни тысяч людей. Мне нравятся всего его картины, но особенно я бы выделил «Не горюй» и «Мимино».
Я как-то писал вместе с ним сценарий, он не особо любил это дело, но прекрасно чувствовал драматургию и характеры. А главное, он в обыденном видел какую-то внутреннюю красоту и светлый юмор. Вот это сочетание красоты и юмора как раз и отличало его работы. Он вроде бы был реалистом, но в то же время все его фильмы — немного сказки. Уход такого большого режиссера — огромная, невосполнимая потеря для нашего кинематографа и для меня лично.
Нина Маслова, актриса:
— Для меня это очень большая утрата, потому что Георгий Николаевич — один из немногих людей, с кем я внутренне совпадала. Несмотря на то что мы в последние годы не общались, он много болел, я жила с ощущением, что не одинока. Есть тот, кто видит мир так же.
Я с ним познакомилась, когда меня пригласили на съемки фильма «Афоня». И это совпало с самым светлым и радостным периодом моей жизни. Да еще и он появился в ней, как солнце. Георгий Николаевич увидел меня в картине Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в роли царицы Марфы Васильевны. Когда он решил снимать меня в роли красавицы Елены, я была на съемках в Германии. И ему на «Мосфильме» говорили: зачем ему актриса, которую надо вызывать из-за рубежа? Но Георгий Николаевич пошел на такие сложности, хотя в 1970-е это не практиковалось. Студии согласовали мои графики, и я ради нескольких часов на съемочной площадке Георгия Николаевича прилетала из Германии. И буквально с косметичкой под мышкой улетала назад. Больше ко мне так никто не относился, за это я ему безумно благодарна.
Накануне известия о его кончине со мной произошла странная история. Позвонили в дверь. Я открыла, а там — глухая тишина. Никого. Со мной уже такое было несколько лет назад — ночной звонок из пустоты. И это стало предвестником печальных новостей. И в этот раз я насторожилась. Увы, сегодня не стало Георгия Николаевича. Мне казалось, что произойдет чудо, он выйдет из комы и, конечно, поправится…
Мне очень тяжело осознать это. Но я знаю, что он всё равно рядом со мной. Он ушел, но фильмы его остались. Я очень люблю его картину «Сережа», которую он снимал с Игорем Таланкиным. Невозможно не любить «Я шагаю по Москве». А его последняя кинокартина «Фортуна» для меня стала просто лекарством. У меня были тяжелые времена, у близкого друга — сложная операция. Я пребывала в жутчайшей депрессии. Но помощница Георгия Николаевича меня выдернула и уговорила все-таки прийти на премьеру в Дом кино. После картины я буквально возродилась. Со мной произошла какая-то метаморфоза. И у друга операция прошла удачно. Я считаю, что «Фортуну» нужно показывать в больницах в отделениях реанимации. Чтобы люди возрождались. Вот такая сила у Георгия Николаевича. В нем был свет. Георгий Николаевич для меня останется светлым, звонким, открытым и очень добрым человеком.