
Кино и немцы: как Mercedes-Benz оказался в России

В подмосковном Есипово начал работу завод Mercedes-Benz, торжественную церемонию открытия посетил президент России Владимир Путин. Завод должен был открыться еще в 2015 году, но по политическим соображениям стройка была заморожена. Инвестиции в завод составили 11% от годового оборота Mercedes-Benz на российском рынке. Компания заключила выгодный специнвестконтракт и получила нулевую таможенную ставку на машинокомплекты и возможность участвовать в госзакупках. О том, почему в этом заводе больше политики, нежели экономики, в материале «Известий».
Как Mercedes-Benz мимо ЗИЛа проехал
Разрезанное надвое и запыленное Ленинградским шоссе подмосковное Есипово до появления завода Mercedes-Benz в историческом или краеведческом плане чем-либо примечательным не отличалось. Теперь в эту деревню поедут фуры с иностранными комплектующими, а в цехах завода отштампованные за границей кузовные детали сварят и окрасят. Правда, о высокой доли локализации с российской добавленной стоимостью говорить всё равно не приходится. Во-первых, мощность завода — всего 25 тыс. автомобилей в год, что, очевидно, мало для загрузки поставщиков даже первого и второго уровня. Во-вторых, у российских производителей автокомпонентов пока нет компетенций в сегменте премиум автомобилей.
Собственно Mercedes-Benz даже не пытался приблизить свой завод к каким-либо крупным автомобильным промышленным кластерам, каких в России предостаточно. Выбор локации был сделан не ради близости к потенциальным поставщикам, а из соображений наименьшей удаленности от основного рынка сбыта — столичного региона. Более того, пять лет назад немцы готовились строить завод в самой Москве на территории обанкротившегося ЗИЛа.
Как рассказывал в 2015 году «Известиям» директор «МосавтоЗИЛа» Игорь Кульган, после предварительной договоренности с правительством Москвы руководство Mercedes-Benz защитило проект завода на совете директоров, концерн заручился одобрением канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Предполагалось, что из 288 га земли, оставшихся после ЗИЛа, под цеха Mercedes-Benz будет отведено всего 30–40 га. Уже тогда учитывалась перспектива полной застройки территории ЗИЛа, и ради этого здания завода планировалось выполнить в стиле хай-тек со стеклянными стенами. Однако позже город отказался от завода в пользу девелоперских проектов.
Восток — дело тонкое
После неудачи с ЗИЛом Mercedes-Benz рассматривал в качестве возможной площадки подмосковное Ступино и другие населенные пункты с небольшим удалением от столицы. Впрочем, в 2015 году после обострения военного конфликта на востоке Украины идею с заводом немцы временно заморозили. Лишь в начале 2017 года, когда внешнеполитическая ситуация для России немного стабилизировалась, немцы объявили о строительстве завода. На том этапе вопрос инвестиций Mercedes-Benz в Россию нес нежелательные имиджевые риски для Германии, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
«Без зеленого света из Берлина Mercedes-Benz не мог начать производство пять лет назад. Да и сегодняшняя новость об открытии этого по факту маленького завода — скорее про политику. Для России появление инвестора с таким именем — это очень позитивный момент, который важен для инвестклимата и, скажем так, для укрепления сотрудничества двух государств. Отсюда такая помпезность церемонии открытия завода, который, по сути, можно назвать лишь продвинутым сборочным производством за счет сварки и окраски, — рассказывает Ифанов. — Но нельзя забывать, что Россия тянет газопровод «Северный поток – 2» к европейским потребителям и в первую очередь к немцам. И для немецких политиков экспорт промышленной инфраструктуры в Россию в определенном смысле еще один аргумент перед Евросоюзом о необходимости сотрудничества с русскими в том числе по газовым вопросам».
Зачем этот Mercedes-Benz
По словам главы правления концерна Daimler AG (владеет Mercedes-Benz) Дитера Цетше, суммарные инвестиции в проект составили 19 млрд рублей. Для сравнения: согласно базе «Коммерсант Картотека», доход российского представительства «Мерседес-Бенц Рус» в 2017 году составил 166,3 млрд рублей. Таким образом, затраты концерна на завод не превысили 11,45% от его годового оборота в России. Немцы пошли на это благодаря выгодным условиям по специнвестконтракту (СПИК) и возможности возобновить работу в госзакупках, поделился мнением с «Известиями» директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
На российском заводе Mercedes-Benz налажен выпуск четырех моделей: седана Е-класса, а также кроссоверов GLC, GLE и GLS. При этом Daimler решил не выпускать в России флагманский седан S-Class и внедорожник Gelandewagen — их по-прежнему будут импортировать из Европы.
В России спрос на автомобили Mercedes остается стабильным уже несколько лет. В частности, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2018 году на российском рынке было продано 37 788 машин Mercedes, что на 3% больше, чем в 2017-м, когда реализация составила 36 808 единиц.
С главой «Автостата» согласен независимый эксперт и консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, у Mercedes-Benz выпал значительный объем продаж после того, как государство ограничило доступ к госзакупкам автомобилей, не произведенных на территории страны.
«По большому счету весь завод строился в расчете на госконтракты, для соответствия постановления правительства №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Там содержится требование о наличии сборки, окраски кузовов и монтажа навесного оборудования, без чего автомобили не могут считаться российскими, соответственно участвовать в гостендерах», — считает Бургазлиев.
По словам эксперта, большого снижения стоимости автомобилей Mercedes-Benz с появлением российской сборки не стоит ожидать, по крайней мере в период окупаемости завода. Продлится этот период, по мнению Бургазлиева, не менее 5–7 лет.