Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
В 2025-м связью смогут обеспечить всего 250 из 10 тыс. нуждающихся в ней сел
Мир
Нетаньяху сообщил о захвате дополнительной территории в секторе Газа
Мир
Американский суд приговорил россиянина Олега Пацулю к 70 месяцев заключения
Общество
Пациенты указали на нехватку препаратов от рассеянного склероза
Мир
Президент Грузии подписал аналогичный американскому закон об иноагентах
Интернет и технологии
Консоль нового поколения Nintendo Switch 2 получит поддержку русского языка
Мир
Рябков обсудил с первым замглавы МИД Белоруссии присоединение республики к БРИКС
Мир
Израильские самолеты атаковали военный объект в Дамаске
Общество
На Чукотке возбудили дело после хищения у ветерана СВО более 3 млн рублей
Общество
В Россию в 2024-м приехали в 1,5 раза больше квалифицированных иностранцев
Мир
В КСИР заявили о пересмотре Ираном оборонной доктрины при военной агрессии
Армия
В ВС РФ начали создавать отделения аграрных дронов
Политика
Россия и Литва прекратили соглашение о таможенном сотрудничестве
Общество
Глава Кореневского района Курской области ушла в отставку
Экономика
С рынка РФ ушел каждый пятый грузоперевозчик
Мир
Бразилия обвинила США в нарушении обязательств перед ВТО из-за новых пошлин
Мир
ISU пожизненно отстранила украинского судью Балкова за попытку повлиять на оценки
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Стоимость авиакеросина снижается пятый месяц –– с ноября по март она уменьшилась примерно на 12–17%, рассказали «Известиям» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. Это подтвердили эксперты и участники авиарынка. Однако падение цен на топливо, которые авиаперевозчики называют наиболее затратной частью в структуре расходов, не поможет избежать подорожания авиабилетов, считают эксперты. Сказывается накопленный эффект за прошлые годы, когда керосин прибавлял в цене по 25–30% ежегодно, а также другие негативные факторы.

Дешевле с каждым месяцем

С ноября прошлого года по конец марта нынешнего биржевые котировки на керосин снизились на 16,4%, внебиржевые цены –– на 15,7%, а индексы цен сопоставимых зарубежных рынков (Netback) — на 11,6%. Об этом «Известиям» сообщили в ФАС.

Заправка топливом самолета
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

Тенденцию удешевления топлива для перевозчиков подтвердили в Argus Media. По данным Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи, цены на керосин пошли вниз с 1 ноября, опустившись к началу февраля с 52 тыс. рублей за тонну до отметки примерно в 43 тыс. рублей, на которой остаются сейчас. Тренд на снижение совпал с подписанием соглашения кабмина с нефтяниками, по которому были заморожены цены на АЗС.

–– Соглашение оказало свое влияние на стоимость авиакеросина, хотя заморожены были цены только на бензин и дизтопливо, — пояснил «Известиям» заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. — Дело в том, что значительная часть керосина на внутреннем рынке идет не для заправки в крыло, а смешивается на коммерческих нефтебазах для производства зимнего дизельного топлива. Поскольку цены на него были заморожены, это сказывалось и на стоимости керосина.

В Argus согласны с этим тезисом, но называют и другую причину –– пристальное внимание регулирующих органов к стоимости авиатоплива.

Александр Фролов полагает, что продление соглашения кабмина с нефтяниками продолжит оказывать сдерживающее влияние на стоимость керосина. В связи с этим маловероятно, что авиаперевозчикам удастся убедить правительство в необходимости их существенной поддержки из бюджета, добавил эксперт.

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Сергей Пикин согласен с этим. По его словам, апелляции авиаперевозчиков к росту цен на нефть «используются ими для оправдания повышения стоимости билетов».

Билет на самолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Спасение улетающих

По итогам заседания правительства на прошлой неделе Минэнерго, Минтрансу и ФАС были даны поручения провести мониторинг цен на авиабилеты и керосин и в случае необходимости представить в кабмин до 26 апреля свои предложения о том, как не допустить их роста.

Пока рано судить о том, повлияют ли результаты мониторинга на позицию правительства о господдержке авиакомпаний, сказали «Известиям» в аппарате вице-премьера Дмитрия Козака. Принимать решение о поддержке –– вопрос вице-премьера Максима Акимова, а Дмитрий Козак курирует его в плане цен на авиатопливо, пояснил пресс-секретарь вице-премьера Илья Джус. Он напомнил, что, в отличие от моторного топлива, цены на которое сдерживаются государством, стоимость керосина не регулируется.

Финальное решение о поддержке авиакомпаний будет приниматься по итогам оценки предложений ФАС, Минэнерго и Минтранса, сказал «Известиям» представитель Максима Акимова. Вероятнее всего, в процессе подготовки будут учтены пожелания и просьбы Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), добавил он.

В конце марта АЭВТ направила Максиму Акимову письмо, в котором попросила предоставить авиакомпаниям единовременную субсидию в сумме 23,18 млрд рублей, увеличить обратный акциз на керосин в 1,7 раза и обнулить НДС на полеты в обход аэропортов московского авиаузла. В ассоциации подчеркивали, что рост цен на авиабилеты в экономклассе за январь-февраль 2019 года составил 7,5% — темп втрое выше, чем за весь прошлый год. Такой резкий рост в АЭВТ объяснили в том числе подорожанием керосина, который составляет 29% в издержках перевозчиков.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

ФАС считают, что затраты на топливо не могут быть решающим фактором, который заставляет авиакомпании поднимать цены на билеты, тем более что его стоимость снижается.

–– Если сопоставлять изменения цен на топливо с аналогичным периодом прошлого года, то они уже нашли отражение в динамике цен на авиабилеты и в размерах топливных надбавок в прошлом году и в первом квартале 2019-го, –– подчеркнул в разговоре с «Известиями» замруководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.

Заоблачный ценник

Авиакомпании согласны, что цены на керосин снизились в сравнении с октябрем-ноябрем, но считают эту тенденцию не показательной –– рынок отыгрывает резкое увеличение в 2017–2018 годах. В «Уральских авиалиниях» считают корректным сравнивать мартовские цены на керосин с аналогичным периодом 2018 года. В таком случае, по данным авиакомпании, виден рост на 3–8% в зависимости от аэропорта.

Авиакассы
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников

Представитель перевозчика также подчеркнул, что продолжают расти другие издержки авиакомпаний, в том числе расходы на аэропортовое обслуживание. По данным S7 Airlines, в прошлом году цены на авиатопливо были на 30% выше, чем в 2017-м, и на 55% — чем в 2016-м.

–– Пик цен приходился на осень прошлого года. Сейчас стоимость авиакеросина чуть ниже, однако она всё еще высокая, –– добавил представитель S7.

В S7 подчеркивают, что на фоне растущих убытков авиакомпании не смогут сдерживать стоимость перевозки пассажиров без помощи от государства. В «Аэрофлоте», «Победе», Utair, Nordavia, Red Wings на запрос «Известий» не ответили.

Глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак уверен, что авиабилеты в России продолжат дорожать.

–– Авиакомпании давно работают за гранью рентабельности, и убытки должны быть тем или иным образом компенсированы. Сбалансированная цена билета –– примерно $100 за 1 тыс. км пролета. Сейчас она вдвое ниже, –– сказал он.

Похожее мнение высказал «Известиям» аналитик «Финама» Алексей Калачев.

— Долгое время авиакомпании сдерживали цены на билеты, несмотря на существенное подорожание топлива, аэропортового обслуживания и других издержек, теперь идет обратный процесс, — отметил он.

Борис Рыбак считает, что российский рынок воздушных перевозок рано или поздно придет в равновесие за счет роста стоимости перелетов, как уже произошло в США. Это позволит авиакомпаниям поправить финансовое положение, но снизит доступность авиапутешествий.

Читайте также
Прямой эфир