Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО сбили пять украинских беспилотников над Крымом за 40 минут
Мир
Путин заявил о провале попыток Запада нанести РФ поражение на поле боя
Мир
В МИДе указали на отсутствие ограничений на культурное сотрудничество с США
Мир
Папа римский Франциск завещал быть похороненным в римской базилике
Общество
Вильфанд спрогнозировал понижение температуры в Москве к выходным
Мир
Президент Ирана заявил о готовности к сделке с США при учете интересов Тегерана
Наука и техника
«Белый графит» поможет электрокарам ездить втрое дольше
Мир
В МИД РФ отметили усилия папы Франциска по защите духовных ценностей
Мир
Генсек ООН выразил соболезнования в связи со смертью папы римского Франциска
Мир
В Кремле позитивно оценили позицию США о невозможности вступления Украины в НАТО
Мир
В Одессе трое мужчин выдавали себя за военкомов с целью похищения людей
Общество
Путин назвал чрезвычайно важной работой расселение людей из аварийного жилья
Экономика
Счетная палата раскритиковала «Почту России» за задержку пенсий
Армия
Для спецназа ВМФ разработан подводный буксировщик
Происшествия
В Саранске сотрудники МЧС ликвидировали возгорание сухой травы на площади 4 га
Экономика
Индекс доллара опустился ниже 98 пунктов впервые с 31 марта 2022 года
Экономика
Гаджеты в России подешевели на 10-20%

Провокация на нарушения

Автоэксперт Петр Шкуматов — о том, почему новые штрафы за превышение скорости не снизят аварийность
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последнее время на самых разных уровнях обсуждается вопрос снижения нештрафуемого порога превышения скорости с 20 км/ч до 10 км/ч. За незначительное, по меркам автомобилиста, нарушение скоростного режима предлагают ввести новый штраф — 500 рублей. А накануне стало известно, что за превышение скоростного режима на 20–40 км/ч предлагается увеличить штраф с 500 до 3 тыс. рублей. При этом в качестве аргумента приводится гипотеза о том, что подобная мера сразу приведет к резкому снижению смертности на российских дорогах.

Однако в подобной логике есть ряд изъянов. Во-первых, у авторов инициативы, кроме отсылок на европейский опыт, нет научных исследований по причинам дорожно-транспортных происшествий в России. Например, нет корреляции между скоростью движения и тяжестью последствий. Но есть пример ГК «Автодор», которая неожиданно отметила значительное (в разы) уменьшение аварийности на скоростных платных дорогах после увеличения допустимой скорости движения до 130 км/ч.

Почему на скоростных дорогах мы наблюдаем такой удивительный с точки зрения урбанистов факт? Казалось бы, чем ниже разрешенная скорость, тем безопаснее? Однако это не так. Уменьшение числа аварий на скоростных дорогах произошло потому, что водители перестали искать камеры в кустах и стали смотреть на дорогу, а не на спидометр. Стоит заметить, что скоростной режим «130» изначально был заложен в проект этих дорог. Таким образом, «90» — заниженный скоростной режим, провоцирующий водителей на нарушения.

Отдельно стоит сказать про городские дороги. К сожалению, мы все стали заложниками советских и российских проектировщиков, которые вместо разумного разделения транзитного скоростного трафика и местного на разные уровни, решили сделать гибридные дороги, которые обслуживали всех, и местных жителей, и тех, кто проездом. В результате получились так называемые вылетные магистрали, в которых слово «магистраль» явно лишнее. Я бы назвал это дорогой-мутантом. Дороги-мутанты неудобны и небезопасны для всех: и для транзитных автомобилей, которые стоят в пробках, и для местных жителей, которые чтобы перейти ее тратят очень много времени перед светофором.

Часто через такие трассы проложены нерегулируемые пешеходные переходы, которые в народе называют переходами смерти. И если всмотреться в цифры статистики ГИБДД, то мы увидим, что сбивают людей в основном на тех переходах, которых просто не должно быть. И на тех дорогах, которых тоже не должно быть. Сама неправильно спроектированная инфраструктура провоцирует аварии и это надо признать. Чем быстрее наше общество это поймет, тем лучше.

Классический пример неправильно спроектированной инфраструктуры, такой дороги — Кутузовский проспект. Здесь отсутствуют элементы безопасности, например отбойник. В то же самое время он рассекает район на «дольки», которые крайне сложно переехать или перейти. При правильном проектировании Кутузовский проспект должен быть вынесен на эстакаду или в тоннель с повышенным скоростным режимом, а на поверхности — остаться районная дорожная сеть с пониженным скоростным режимом. В этом случае конфликт между транзитным трафиком и локальным будет разрешен.

Что хочет водитель, которому надо переместиться из точки А в точку Б через жилой район? Проехать побыстрее. Отсюда жалобы на заниженный скоростной режим. В то же самое время житель этого района хочет разнообразных вариантов движения в нем: много пешеходных переходов, разворотов, парковок. Это противоречащие друг другу интересы и сбалансировать их на практике нельзя. Решать проблему должны не сотрудники ГИБДД, а строители. Как только конфликт уходит за счет разведения потоков по уровням, в городе сразу становится безопаснее.

К сожалению, сейчас главенствует странная идея, что только репрессивными методами можно заставить автомобилистов не попадать в ДТП. Надеюсь, что у нас когда-нибудь появится организация наподобие американской NHTSA, которая позволит перейти от черно-белого восприятия реальности к научно обоснованному. Тогда все поймут, что простых рецептов безопасности на дорогах не бывает. Нет волшебной палочки или волшебного снижения нештрафуемого превышения, которое тут же сделает российские дороги безопасными. Только системный и научный подход с разумными решениями смогут изменить ситуацию к лучшему.

Автор –– координатор движения «Синие ведерки», член общественного совета при ГУ МВД по Москве

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

С альтернативной точкой зрения на проблему выступил первый замруководителя ЦОДД Александр Ходаков

Читайте также
Прямой эфир