Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Ленин с нимбом: Третьяковка возрождает творчество русского Мунка

Выставка Бориса Голополосова расширяет представления об отечественном искусстве первой половины XX века
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ретроспектива Бориса Голополосова «Головой о стену» — первая персональная музейная выставка почти забытого советского художника. Ровесник века, автор полотен на темы революции и жизни простых людей, в 1930-е годы он был обвинен в формализме и надолго пропал с горизонта художественной жизни. Теперь Третьяковская галерея призывает восстановить справедливость и на примере его работ демонстрирует, что эталонный экспрессионизм был не только в Западной Европе.

Судьба Голополосова во многом типична для эпохи. Он был свидетелем революции и принял ее с юношеским жаром. Рисовал Ленина не по велению партии, но по зову души. Как и простых людей — моряков, горняков, хлебопашцев. Учился во ВХУТЕМАСе, участвовал в крупных выставках. Но взгляд его оказался слишком смелым, неординарным, не вписывающимся в каноны соцреализма. В 1938 году он был исключен из Союза художников и почти до конца жизни не имел возможности демонстрировать свое творчество.

Схожая история у Александра Лабаса, кстати, родившегося в том же 1900-м. Однако его наследию повезло больше. Крупные ретроспективы Лабаса только за последнее десятилетие прошли в Третьяковке и Русском музее, да и в постоянных экспозициях он представлен неплохо. Для Голополосова же путь к широкому зрителю только начинается. Лучшего момента для этого, чем в преддверии выставки Эдварда Мунка в Третьяковке, не придумать.

Фактически Голополосов — наш Мунк. Казалось бы, стандартный «Совхоз близ Волги. Ярославль» (1929). Но цветовой гаммой, разлитым в пейзаже ощущением тревоги, гипнотизирующим потоком линий полотно на сельскохозяйственную тематику напоминает хрестоматийный норвежский «Крик». В те же 1920-е, когда еще ничего не предвещало проблем, Голополосов пишет эскиз «Повешенные» и «Мужской портрет. Сумасшедший». В обоих случаях экспрессионистская тематика, столь нетипичная для отечественного искусства, поражает не меньше, чем пластическое решение.

Фигуры мертвецов в карандашном рисунке сложены из ниспадающих линий, которые сами кажутся повешенными у черного ствола дерева. А лицо сумасшедшего, напоминающее о другой иконе экспрессионизма — «Красном взгляде» Арнольда Шёнберга, — проступает на холсте сквозь плотный слой красных следов.

Кульминацией этого сюжета станут полотна трагического для художника 1938-го. После исключения из МОССХа он пишет «Тупик (Психологический сюжет)» и «Тупик / Человек стукается о стену». На обеих картинах, решенных в душной грязно-коричневой гамме, изображены жуткие обнаженные фигуры — какие-то полулюди с удлиненными конечностями и деформированными головами. Они существуют в безликих мрачных катакомбах, и здесь, конечно, можно увидеть намек на лубянские застенки и изможденных пленников ГУЛАГа. Но для автора это скорее метафора его собственного психологического состояния.

Впрочем, не стоит воспринимать стиль Голополосова лишь как отголосок западноевропейского экспрессионизма. Что у него безусловно русское, так это лица. И лики. Персонажи полотен «Политучеба на рыбнице (Каспийское море)», «Подписание социалистического договора колхозными рыбницами» (обе —1930-е) будто сошли со страниц платоновского «Котлована». Ну а центральная фигура самого известного полотна художника — «Ленин — вождь пролетариата» (1929) — и вовсе выглядит святым на иконе. Только нимб огненно-кровавый.

Займут ли депрессивные работы Голополосова такое же место в истории искусства, как светло-оптимистичное творчество Лабаса, покажет время. Но выставка напоминает: пробелов в наших знаниях о художественном процессе советской эпохи, да и в собрании Третьяковки остается немало.

Читайте также
Прямой эфир