Новая жертва пианистки: Изабель Юппер преследует Хлою Грейс Морец


В российский прокат выходит «В объятиях лжи» («Грета») — впечатляющий актерский дуэт великой европейской актрисы Изабель Юппер и восходящей американской звезды Хлои Грейс Морец. Фильм явно сделан для того, чтобы пугать и смешить одновременно, и большую часть времени ему это удается.
Фрэнсис недавно потеряла мать, она снимает квартиру с подругой и работает официанткой. Однажды в метро она находит забытую сумочку и решает вернуть ее владелице. Грета, одинокая пожилая француженка, настолько признательна, что хочет немедленно подружиться с Фрэнсис. Той как раз очень не хватает материнской любви, да и вообще любой любви, поэтому Фрэнсис с радостью откликается на чувства Греты. Некоторые обстоятельства ее вскоре настораживают, но избавиться от Греты не получится: она твердо решила занять в жизни Фрэнсис самое главное место...
Ирландский режиссер Нил Джордан свои лучшие фильмы снял много лет назад. Очевидным достоинством его картин было то, что очень хорошие актеры получали возможность проявить себя в остросюжетной и как будто созданной специально для них истории. В результате мало кто может перечислить основные работы Джордана, но все помнят Тома Круза и Брэда Питта в «Интервью с вампиром», Рэйфа Файнса в «Конце романа», Роберта Де Ниро и Шона Пенна в «Мы не ангелы», Боба Хоскинса в «Моне Лизе», Киллиана Мерфи в «Завтраке на Плутоне». Джордан работает с актером и создает образ, но часто теряет контроль над самим фильмом, и в результате остаются только яркие герои в красивом и атмосферном антураже.
То же случилось с триллером «В объятиях лжи» — вполне типичной истории о западном человеке, который не может отделаться от «варвара», вторгшегося в его жизнь. Мораль гуманизма и толерантности буксует, когда нужно дать резкий отпор, растерянную и запуганную Фрэнсис ни друзья, ни коллеги, ни полиция, ни даже крутой частный детектив не в состоянии защитить от преследований упорной Греты, потому что таких законов в США просто не существует. Благополучный житель Нью-Йорка к такому совсем не готов, он подчиняется и ломается, для него это прямой путь к стокгольмскому синдрому.
Изабель Юппер очень уютно чувствует себя в образе Греты. Для Нила Джордана характерны сюжеты с элементами извращенного эротизма, как в «Интервью с вампиром» или «Завтраке на Плутоне». А Юппер специализируется на персонажах, которые за внешними скромностью и аскетизмом скрывают бури диких страстей, однажды вырывающихся наружу в самом неприглядном виде. Вместе это дает нужное сочетание для образа маниакально одержимой иммигрантки, ранимой, яростной, саркастичной — и в то же время утонченной, эстетствующей, в каком-то странном смысле даже великодушной. Юппер здесь безупречно переключается между тремя языками, и ее героиня заставляет вспомнить самые мрачные ленты Михаэля Ханеке, у которого она регулярно снимается уже много лет. И неслучайно Грета так любит играть на фортепиано — это, конечно, явная ссылка на самую известную роль Юппер в фильме «Пианистка».
Стоит, однако, отдать должное и Хлое Грейс Морец. Для нее «В объятиях лжи» — тест на профессиональную состоятельность, начало жизни во «взрослом» кино. Одно дело — быть симпатичной пухлогубой девочкой-подростком в молодежных хитах «Пипец» или «500 дней лета». Совсем иное — играть в паре с актрисой мирового уровня, без подстраховки в виде ансамбля или дорогих декораций. Хлоя тщательно выбирает фильмы, она к своим 22 годам успела посотрудничать с Тимом Бертоном и Мартином Скорсезе. Но всё это было «в другой жизни», а совершеннолетняя Морец пока себя не зарекомендовала, и поэтому у Джордана во всех сценах с Юппер она выкладывается сполна, где-то переигрывая, но смело принимая каждый челлендж, которых здесь немало.