Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Политика
Захарова заявила об использовании Зеленского США для сделки по ископаемым
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes

Наличный подход

Экономист Сергей Хестанов — о методах, которые позволят снизить объем теневого сектора России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Центробанк раскрыл, какие компании каких секторов экономики чаще всего пользовались теневыми финансовыми услугами в 2018 году. Результаты не принесли никаких сюрпризов: на первом месте оказались компании из сферы строительства (29%), на втором — из сферы услуг (22%). Третье место поделили организации оптово-розничной торговли товарами промышленного назначения (16%) и предприятия оптово-розничной торговли товарами народного потребления (16%). Далее следуют промышленные предприятия — 12%, логистические компании – 4%. На все остальные сферы пришелся 1%.

Ничего удивительного в этих данных в целом нет — вклад секторов экономики в сомнительные операции примерно соответствует доле циркулирующих там наличных денег. Чем она больше, тем выше и процент так называемых сомнительных операций. В этом контексте сразу становится понятна мотивация монетарных властей к продвижению средств безналичной оплаты: электронные платежи гораздо легче контролировать, а самое главное — этот контроль легко автоматизировать.

Борьба за усиление надзора и пресечение сомнительных операций будет продолжаться и дальше. Эта тенденция длится давно и вряд ли прекратится в обозримом будущем. Да и, объективно говоря, вряд ли российское общество сейчас готово к сильному сокращению контроля. Но и бесконечно его усиливать невозможно: это требует затрат на содержание растущего штата надзорных органов, а при слишком высокой фискальной нагрузке — многие бизнесы просто закрываются.

Интересный способ решения этой проблемы был применен в начале 1980-х годов в США. Предложил его экономист Артур Лаффер, который был в то время советником президента Рейгана. Идея заключалась в снижении налогов. По мнению Лаффера, уменьшение фискальной ставки должно привести как к росту экономической активности, так и к снижению мотивации уклоняться от налогообложения.

В результате в Америке были уменьшены налоги на предприятия и на граждан. Это оказало сильное стимулирующее воздействие на бизнес, выросли объемы производства товаров и услуг, экономика в целом ускорилась, а благосостояние граждан — сильно выросло. С тех пор этот период экономического роста (1981-1989 годов) получил название “рейганомика”.

Однако, ценой рейганомики стал значительный рост государственного долга США от 26,1% валового внутреннего продукта в 1980 году до 41% к 1988-му. Это обстоятельство делает невозможным прямое заимствование американского опыта в российских условиях. Резкий рост госдолга достаточно опасен для устойчивости государственных финансов, особенно — в условиях санкций.

Тем не менее борьба с сомнительными операциями должна идти по всем направлениям. С одной стороны, усиление надзора (прежде всего переход на безналичные расчеты и применение автоматических методов контроля), а с другой — упрощение всей системы налогообложения и там, где это возможно, снижение налоговой нагрузки.

Уменьшение отчетности, регулирования, числа и видов проверок особенно важно еще и потому, что часть работающих «в тени» уклоняется от нормальной работы и вследствие бюрократии. Эта проблема особенно болезненна для малых и средних предприятий. Крупные могут себе позволить содержать целый штат бухгалтеров и юристов, которые выполняют весь огромный объем работ по сдаче отчетности, а малым это просто не по силам. И многие делают выбор в пользу полной или частичной работы в тени.

Нахождение в «серой» зоне неизбежно требует оборота наличных денег, что и питает всю индустрию по обналичиванию, отмыванию и обороту этой массы наличности. Часто это ведет к правонарушениям, и боязнь наказания толкает в сторону преступной деятельности (вокруг «серых» схем всегда много и откровенно «черных»). Большие суммы наличных во все времена привлекали преступников, тут уж ничего не поделаешь.

Вывод же прост и понятен: строгость контроля за сомнительными операциями будет расти, но для экономики в целом было бы лучше, сопровождать это хотя бы небольшим упрощением отчетности. Тогда и потенциальных нарушителей будет меньше.

Автор — доцент РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир