Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Субмарина памяти: в первой атомной подлодке создают музей

Для безопасности посетителей реакторный отсек заменили на муляж
0
Фото: РИА Новости/рисунок Н. Науменкова
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Первая отечественная субмарина станет музеем атомного подводного флота, рассказали «Известиям» в Ядерном обществе России. АПЛ К-3 (позднее она получила название «Ленинский комсомол») находится в акватории судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области, она уже подготовлена к созданию экспозиции. Ветераны, ученые, конструкторы 19 марта, в День подводного флота России, решили обратиться к президенту с просьбой поставить точку в этом вопросе.

Переоборудование АПЛ К-3 в музей началось еще в 2006 году. Прежде всего из реакторов выгрузили отработавшее ядерное топливо. В целях обеспечения абсолютной безопасности для будущих посетителей в «Росатоме» выделили финансирование на вырезку реакторного отсека и замену его на муляж. Удаленный отсек отправили на длительное хранение в Сайда-Губу, на предприятие филиала ФГУП «Рос РАО» — Северо-Западный центр «Сев РАО».

ВМФ решил задачу по конвертовке корабля (процесс, включающий совокупность организационно-технологических мероприятий по подготовке судна к временному безопасному хранению на плаву. — «Известия») и спуску на воду в 2018 году.

— Специалисты провели огромную работу, — отметил депутат Госдумы РФ Геннадий Скляр. — Было бы странно останавливаться на этом. Дело нужно довести до конца. В К-3 должен появиться музей.

Подводная лодка, пока не принято решение о создании музея, находится на плаву в акватории судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске Мурманской области на балансе ВМФ.

— Но дело тонет в бесконечной, многолетней переписке, — сообщил «Известиям» исполнительный вице-президент Ядерного общества России Сергей Кушнарев. — В отсутствие принципиального решения о создании музея трудно доработать проект концепции экспозиции, решить вопрос об окончательной привязке к месту предполагаемого размещения и проработать возможности использования современных цифровых и интерактивных технологий. Дело с открытием музея движется гораздо медленнее, нежели создавалась сама подлодка.

Темпы строительства АПЛ К-3 действительно поражают. Третья в мире и первая отечественная атомная подводная лодка была заложена в 1955 году, в 1957-м спущена на воду, а в 1958-м вступила в строй. В ее создании участвовало более 350 предприятий со всего Советского Союза.

Лодка совершила 14 дальних походов, прошла более 120 тыс. миль. В июле 1962 года впервые в истории мореплавания она всплыла на Северном полюсе, и ее экипаж водрузил государственный флаг СССР во льдах Центральной Арктики.

В создании первенца атомного подводного флота ведущую роль сыграл Курчатовский институт. Переоборудование подлодки в музей приветствует его нынешний президент.

— Поддерживаю идею создания музея К-3 как родоначальника нашего атомного подводного флота, — рассказал «Известиям» президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. — Создание этой подлодки — огромная веха в истории всего отечественного флота. Такой музей станет памятью ученым и конструкторам, судостроителям и военным морякам — всем создателям атомного флота России.

В День подводного флота России общественность решила обратиться к президенту Владимиру Путину с просьбой поставить точку в истории с созданием музея. Обращение подписали представители Клуба адмиралов, российского Союза НИО, НТО судостроителей имени академика А.Н. Крылова, российского общества «Знание», Ассоциации содействия развитию научно-технических музеев, ассоциации высших учебных заведений «Консорциум опорных вузов «Росатома», российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности, Ядерного общества России и других организаций. Они предлагают создать общественный совет для содействия целевому использованию выделенных средств и подготовке концепции музея.

— За 60 лет в стране построено более 250 атомных подлодок. АПЛ составляют основу наших морских стратегических ядерных сил, — заявил «Известиям» вице-адмирал и академик РАН Ашот Саркисов. — Однако в то время, как в других странах, обладающих АПЛ, экскурсанты давно осматривают музеи на базе своих первых лодок и воспитывают гордость и уважение к атомному флоту у граждан и молодежи, в России до сих пор ничего подобного нет. Хотя для создания мемориала К-3 в нашей стране сделано уже многое.

Общественники, подписавшие обращение к президенту, считают, что появление такого музея как важного примера сохранения наследия достижений науки и техники подчеркнуло бы стратегическую роль атомного флота в обеспечении безопасности России.

Справка «Известий»

По указу императора Николая II 19 марта 1906 года в Российском императорском флоте появился новый класс судов — подводные лодки. К 1914 году Россия подошла, имея крупнейший в мире авиационный флот и практически не отставая от крупнейших военно-морских держав мира по числу подводных лодок.

К этому времени они уже восемь лет как считались самостоятельным классом боевых кораблей: указ о дополнении действующей с 1892 года классификации кораблей флота классом «подводные лодки» император Николай II подписал 19 марта (6-го по старому стилю) 1906 года. Этот день стал неофициальным праздником моряков-подводников, который получил официальный статус только 90 лет спустя, 15 июля 1996 года приказом главкома ВМФ России.

Читайте также
Прямой эфир