Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Уроженца Центральной Азии лишили гражданства РФ за конфликт в Липецке
Общество
Покупательница квартиры Долиной обжаловала в суде ее передачу певице
Общество
Не менее 35 палестинцев погибли из-за ударов Израиля по Газе за сутки
Мир
Такер Карлсон заявил о деградации авторитета и военной мощи США
Мир
Мадуро объявил 30 апреля Днем победы человечества над фашизмом
Общество
Недонесение о диверсии станет уголовным преступлением в РФ с 2 мая
Мир
Трамп заявил о большой выгоде для США в рамках сделки по ресурсам
Мир
Times заявила о провале плана по отправке миротворцев на Украину
Мир
В Казахстане учредили «золотую визу» для инвесторов
Мир
Исполняющий обязанности президента Южной Кореи ушел в отставку
Мир
Великобритания и Франция начали переговоры о возможном признании Палестины
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Более 3 тыс. машин скопилось в очередях к Крымскому мосту
Армия
Росгвардейцы уничтожили склад боеприпасов ВСУ на харьковском направлении
Мир
NYP узнала о недовольстве США подходом Уиткоффа к переговорам с Россией
Спорт
«Вашингтон» с Овечкиным впервые за семь лет вышел во второй раунд Кубка Стэнли
Общество
Путин присвоил скрипачу Владимиру Спивакову звание Героя Труда РФ

Дороги дебаты

Экономист Андрей Кудрявцев — о попытках Эммануэля Макрона урегулировать кризис в стране
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Франция подвела черту под двухмесячными общенациональными дебатами, запущенными с подачи Эммануэля Макрона. В ноябре прошлого года в стране начались демонстрации «желтых жилетов», выступающих против экономического курса президента, — самое мощное протестное движение со времен студенческих волнений мая 1968 года. Первоначально обескураженные, в декабре власти решили действовать.

Среди разнородных претензий «жилетов» выделялись два общих требования. Во-первых, улучшить материальное положение населения, размытое десятилетней паузой ранее привычного роста его жизненного уровня, а также выходом из строя социальных лифтов. Во-вторых, положить конец принятию решений политической элитой без учета интересов населения страны. В этой обстановке Макрон, с одной стороны, ввел меры, нацеленные на быстрое повышение доходов наименее обеспеченных слоев трудящихся. С другой — объявил о старте общенациональных консультаций с гражданами по широкому кругу социально-экономических вопросов с тем, чтобы снять отчуждение масс от политической жизни.

Президент опубликовал обращение, в котором поставил перед участниками дебатов четыре группы вопросов: как облегчить налоговое бремя, а саму налоговую систему сделать более справедливой; как сократить государственные расходы и изменить систему госслужбы; как далее улучшать экологическую обстановку; наконец, как расширить участие граждан в политической жизни страны.

Небывалая в истории современной Франции инициатива оценивается по-разному. Кое-кто в оппозиции называет ее пустой говорильней. «Желтые жилеты» встретили её в штыки, окрестив «маскарадом» и даже их «выкуриванием» с улиц. Между тем президентская инициатива позволила выиграть время, сбить накал протестного движения и его поддержку со стороны начинающего уставать общественного мнения. Популярность Макрона, благодаря дебатам постоянно занимающего медийное пространство, сначала стабилизировалась, а затем подтянулась до предкризисного уровня.

Иногда раздаются упреки, что власти используют дебаты как трибуну в преддверии майских выборов в Европейский парламент. Действительно, предстоящее голосование имеет для нынешней администрации принципиальное значение, поскольку утрата политических позиций внутри страны затруднила бы продолжение реформаторского курса.

И все-таки главное заключается в том, что дебаты предложили политический выход из тупиковой ситуации, в которую загонял страну нескончаемый протест ради протеста, не способный выдвинуть серьезные программные предложения.

В президентской команде выход из консультаций считается операцией весьма рискованной. На фоне разогретых дебатами ожиданий перемен любой невыверенный шаг администрации может посеять в общественном мнении чувства, будто гора породила мышь, и вызвать взрыв разочарований.

Работа по освоению содержательных итогов дебатов только начинается. Конечный ее результат предугадать трудно, тем более что в ходе консультаций граждане высказывали много трудносовместимых, а порой и откровенно противоречивых суждений. Только к середине апреля президент намеревается опубликовать свои заключения по результатам национальной дискуссии. А решения по отдельным направлениям будут поэтапно обнародоваться до лета, то есть на протяжении всей кампании по выборам в Европарламент.

Остается неясным, каков будет сухой остаток прошедших консультаций и как он состыкуется с программными установками действующей власти, совсем недавно, казалось бы, одобренными на президентских выборах. Вначале в окружении президента настаивали на незыблемости курса реформ. Затем акценты стали меняться. Заговорили о том, что высказанные гражданами предложения обогатят президентский проект новыми гранями и даже позволят его «переформулировать».

Какое место займут прошедшие консультации в современной Франции — вопрос открытый. Что это — способ управления острым социальным кризисом, удачно найденная «групповая терапия», одним словом, мимолетное мгновение? Или новый «приводной ремень» между властями и обществом, который может всерьез и надолго вписаться в политический пейзаж страны? Из-за слабости партийного звена политическая система в ее нынешнем состоянии попросту не справляется со своими функциями — выявлять и согласовывать интересы различных общественных групп. Чтобы такой «сбой» демократических механизмов каждый раз не оборачивался морем «желтых жилетов» на улицах, часть экспертов предлагают впредь шире обращаться к всенародным обсуждениям и дополнить режим V республики практикой «перманентных дебатов».

Автор — старший научный сотрудник ИМЭМО РАН

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир