Франция подвела черту под двухмесячными общенациональными дебатами, запущенными с подачи Эммануэля Макрона. В ноябре прошлого года в стране начались демонстрации «желтых жилетов», выступающих против экономического курса президента, — самое мощное протестное движение со времен студенческих волнений мая 1968 года. Первоначально обескураженные, в декабре власти решили действовать.
Среди разнородных претензий «жилетов» выделялись два общих требования. Во-первых, улучшить материальное положение населения, размытое десятилетней паузой ранее привычного роста его жизненного уровня, а также выходом из строя социальных лифтов. Во-вторых, положить конец принятию решений политической элитой без учета интересов населения страны. В этой обстановке Макрон, с одной стороны, ввел меры, нацеленные на быстрое повышение доходов наименее обеспеченных слоев трудящихся. С другой — объявил о старте общенациональных консультаций с гражданами по широкому кругу социально-экономических вопросов с тем, чтобы снять отчуждение масс от политической жизни.
Президент опубликовал обращение, в котором поставил перед участниками дебатов четыре группы вопросов: как облегчить налоговое бремя, а саму налоговую систему сделать более справедливой; как сократить государственные расходы и изменить систему госслужбы; как далее улучшать экологическую обстановку; наконец, как расширить участие граждан в политической жизни страны.
Небывалая в истории современной Франции инициатива оценивается по-разному. Кое-кто в оппозиции называет ее пустой говорильней. «Желтые жилеты» встретили её в штыки, окрестив «маскарадом» и даже их «выкуриванием» с улиц. Между тем президентская инициатива позволила выиграть время, сбить накал протестного движения и его поддержку со стороны начинающего уставать общественного мнения. Популярность Макрона, благодаря дебатам постоянно занимающего медийное пространство, сначала стабилизировалась, а затем подтянулась до предкризисного уровня.
Иногда раздаются упреки, что власти используют дебаты как трибуну в преддверии майских выборов в Европейский парламент. Действительно, предстоящее голосование имеет для нынешней администрации принципиальное значение, поскольку утрата политических позиций внутри страны затруднила бы продолжение реформаторского курса.
И все-таки главное заключается в том, что дебаты предложили политический выход из тупиковой ситуации, в которую загонял страну нескончаемый протест ради протеста, не способный выдвинуть серьезные программные предложения.
В президентской команде выход из консультаций считается операцией весьма рискованной. На фоне разогретых дебатами ожиданий перемен любой невыверенный шаг администрации может посеять в общественном мнении чувства, будто гора породила мышь, и вызвать взрыв разочарований.
Работа по освоению содержательных итогов дебатов только начинается. Конечный ее результат предугадать трудно, тем более что в ходе консультаций граждане высказывали много трудносовместимых, а порой и откровенно противоречивых суждений. Только к середине апреля президент намеревается опубликовать свои заключения по результатам национальной дискуссии. А решения по отдельным направлениям будут поэтапно обнародоваться до лета, то есть на протяжении всей кампании по выборам в Европарламент.
Остается неясным, каков будет сухой остаток прошедших консультаций и как он состыкуется с программными установками действующей власти, совсем недавно, казалось бы, одобренными на президентских выборах. Вначале в окружении президента настаивали на незыблемости курса реформ. Затем акценты стали меняться. Заговорили о том, что высказанные гражданами предложения обогатят президентский проект новыми гранями и даже позволят его «переформулировать».
Какое место займут прошедшие консультации в современной Франции — вопрос открытый. Что это — способ управления острым социальным кризисом, удачно найденная «групповая терапия», одним словом, мимолетное мгновение? Или новый «приводной ремень» между властями и обществом, который может всерьез и надолго вписаться в политический пейзаж страны? Из-за слабости партийного звена политическая система в ее нынешнем состоянии попросту не справляется со своими функциями — выявлять и согласовывать интересы различных общественных групп. Чтобы такой «сбой» демократических механизмов каждый раз не оборачивался морем «желтых жилетов» на улицах, часть экспертов предлагают впредь шире обращаться к всенародным обсуждениям и дополнить режим V республики практикой «перманентных дебатов».
Автор — старший научный сотрудник ИМЭМО РАН
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции