Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Армия
ВСУ потеряли на курском направлении более 75 тыс. военных за всё время боев
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Минтранс планирует вывести беспилотные автомобили на дороги РФ к 2027 году
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Российский актер дубляжа Рудольф Панков умер в возрасте 87 лет
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Мир
Лавров подтвердил готовность РФ стать посредником в сделке между Ираном и США
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Экономика
Эксперт не исключил заключения торговых сделок США со всеми странами
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Армия
ВСУ за сутки четыре раза атаковали российские энергообъекты
Общество
Патрушев обсудил с губернатором Лимаренко развитие АПК в Сахалинской области
Происшествия
Два слесаря погибли от отравления сероводородом в Воронежской области
Происшествия
Московский школьник поджег дверь полицейского участка по указке мошенников
Мир
Зеленский продлил военное положение и мобилизацию до августа
Армия
Экипаж вертолета Ка-52М нанес удар по опорному пункту ВСУ в курском приграничье

Дело хозяйское

Эксперт по ЖКХ Светлана Разворотнева — о недостатке прав у собственников жилья и других препятствиях в развитии сферы
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Правительство инициировало разработку стратегии развития ЖКХ до 2026 года. Создание нового документа, безусловно, необходимо начать с «работы над ошибками» — анализа итогов развития отрасли на предыдущем этапе.

Результаты этого развития были определены принятой в 2016 году и действующей по сей день Стратегией развития ЖКХ до 2020 года, которая прошла длительное общественное обсуждение. Одни цели достигнуты в большей степени, другие — в меньшей. В частности, фактически завершилась ликвидация аварийного фонда, признанного таковым к 1 января 2012 года: на сегодняшний день переселено 99,33 % граждан.

В отрасли создана одна из самых эффективных систем общественного контроля в сфере ЖКХ — как с точки зрения структуры (региональные центры общественного контроля работают в 80 субъектах РФ, активно развивается муниципальная сеть общественного контроля), так и законодательства. За прошедший период в подавляющем большинстве регионов заработали региональные системы капитального ремонта.

Однако многие благие пожелания, изложенные в Стратегии-2020, так и остались нереализованными. Более того, зачастую государственная политика в данной сфере двигалась в направлении, прямо противоположном изложенному в стратегии.

Например, одним из ключевых направлений документа было «формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения». При этом большинство принятых в этот период нормативно-правовых актов, напротив, усиливали роль органов власти в принятии решений в этой сфере.

Например, серьезно снизили роль общих собраний в принятии решений по выбору (перевыбору) управляющих компаний. В настоящий момент смена управления многоквартирным домом (МКД) происходит после того, как орган госжилнадзора внесет изменения в реестр лицензий. От момента собрания до изменения записи может пройти несколько лет, что вселяет в собственников сомнения о возможности реально повлиять на ситуацию в своем доме.

У владельцев квартир так и не появились рычаги контроля за финансами, которые они перечисляют управляющей организации. До сих пор требует доработки законодательство, касающееся использования общего имущества в многоквартирном доме. Сегодня в большинстве случаев собственники по-прежнему лишены возможности использовать чердаки и подвалы многоквартирного дома для общей пользы всех проживающих.

На мой взгляд, в последние годы усложнялись условия для работы наиболее активной части собственников — товариществ собственников жилья (ТСЖ) и советов домов. Их нагрузили массой дополнительных, несвойственных объединениям собственников функциями. Одна из них — заполнять государственную информационную систему ГИС ЖКХ. Председатели советов домов, получающие вознаграждение, столкнулись с необходимостью оплачивать страховые взносы, что автоматически поставило многих из них в разряд работающих пенсионеров со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Остаются вопросы к такому направлению стратегии, как повышение энергетической эффективности отрасли. Некоторые решения Минстроя, например нормирование платежей за коммунальные ресурсы, используемые для содержания общего имущества, лишили многих собственников мотивации принимать решения о вложениях в энергоэффективность.

Важным условием для ее повышения считается установка приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах. При этом главным стимулом для этого, по мнению Минстроя, должны были стать повышающие коэффиценты для граждан и МКД, эти приборы не установивших. Первоначально декларировалось, что дополнительная прибыль, получаемая поставщиками ресурсов, должна идти на проведение мероприятий по повышению энергоэффективности. Однако постановление правительства, регулирующее использование средств на эти цели, так и не было принято.

Еще предстоит создать понятную, прозрачную, экономически обоснованную систему расчета платы за ЖКХ, и, в частности, сформировать отдельный подход для управления МГД с высоким уровнем износа. По-прежнему их финансирование ведется за счет платежей, собранных с жителей других, более благополучных домов.

Краеугольной проблемой ЖКХ остается модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства, которую планировалось осуществить исключительно за счет частных инвестиций. Однако мировой опыт свидетельствует о том, что крупные инвестиционные проекты невозможно реализовать без участия государства. Доля бюджетных средств в них в среднем составляет 60%.

Хочется надеяться, что в новой стратегии мы увидим принципиально иной взгляд на роль государства в модернизации коммунальной инфраструктуры. Важно, чтобы в обновленном документе появилось четкое определение ответственности всех участников рынка: органов власти, бизнеса и потребителей. Только выполняя собственные обязательства и добиваясь того же от всех участников рынка, власть сможет реализовать те задачи, которых так ждет отрасль: добиться прозрачности расчетов, снижения уровня неплатежей, массовой модернизации и повышения энергоэффективности жилищной и коммунальной инфраструктуры, повышения качества услуг, появления активного и ответственного собственника МКД.

Автор — исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир