Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Закулисная борьба: можно ли помирить авторов и театры

Интересы российских драматургов будут защищать профессиональные агенты
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Михаил Терещенко
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Всё чаще в отечественном театральном мире возникают внутренние конфликты между драматургами и театрами, причем в некоторых случаях их жертвами могут стать и зрители, которые рискуют лишиться возможности увидеть любимую или просто известную постановку. Одним из последних и наиболее громких примеров стал спор, связанный с постановкой по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала» в Театре имени Вахтангова. Эта история в том числе в очередной раз проиллюстрировала необходимость существования в стране отдельной структуры, направленной на защиту интересов театралов, — как она работает и почему таким драматургам нужна особая защита, разбирались «Известия».

«Авторов у нас не уважают»

Спектакль «Бенефис», поставленный по пьесе «Пока она умирала», шел в Театре Вахтангова больше двух лет и регулярно собирал полные залы. Казалось бы, здесь сошлось всё — уважаемый и пользующийся любовью зрителей столичный театр, пьеса именитого автора (Надежда Птушкина — один из самых востребованных современных отечественных драматургов) и любимец публики — актер Владимир Этуш в главной роли.

Однако когда в театре решили также создать телевизионную версию популярного спектакля, дело неожиданно закончилось судебным разбирательством между автором и театром. Подробно об этой истории написала «Комсомольская правда».

Создание телевизионной версии потребовало внесения дополнительных изменений в текст пьесы. Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, утверждает, что они были согласованы драматургом, кроме того, автору выплатили дополнительный гонорар за саму телевизионную версию. Однако Надежда Птушкина, автор десятков пьес, идущих в России и за рубежом, с этим не согласна.

— У нас остро стоит вопрос об уважении — авторов у нас очень не уважают в стране. Юристы в Театре Вахтангова решили сумничать и мелко меня обмануть, — рассказала она изданию.

Впрочем, по мнению Надежды Птушкиной, в данном случае речь идет даже не о корыстном умысле, а о привычке закрывать глаза на интересы автора, которая формировалась в российском театральном мире на протяжении многих лет.

— Вся эта история — не корысть, а глупость, к тому же у нас все начальники не любят признавать своих ошибок. Мои постановки идут в разных странах, и вот в Китае, к примеру, с телевизионной версией было столько бумаг, где четко прописывались все права, но это и обосновано, совершенно другой подход. Меня представляет «Театральный агент». Дело сейчас на стадии апелляции, посмотрим, что будет дальше, — объяснила журналистам драматург.

Разные таланты

Взаимодействие с драматургами, писателями, переводчиками, без участия которых трудно представить себе создание спектакля, всегда было вопросом сложным, требующим особой аккуратности и максимальной прозрачности.

На Западе добиться максимальной эффективности системы и безопасности для драматургов позволил институт агентов — именно они представляют интересы авторов, работающих в том числе для Бродвея и Уэст-Энда; берут на себя решение всех финансовых и юридических вопросов, позволяя своим клиентам полностью сосредоточиться на творчестве.

В России до последнего времени такой практики не существовало — услуги агентов деятелями культуры рассматривались скорее как символ роскоши, а не как необходимый инструмент для защиты собственных интересов и выстраивания эффективного взаимодействия с представителями театров. Между тем если театры представляют менеджеры и юристы, то и интересы драматургов, казалось бы, должны представлять те же специалисты. Иначе добиться справедливости и учесть все риски будет нелегко.

До последнего времени интересы представителей театрального мира находились под защитой Российского Авторского Общества (РАО). Однако не так давно система была реструктурирована и у авторов появилась собственная агентская служба — ООО «Театральный агент».

В задачи компании в том числе входит участие (разумеется, по запросу авторов или правообладателей) в разрешении конфликтов, юридическая поддержка при заключении договоров и при решении любых спорных вопросов, связанных с авторскими правами.

При этом пока приоритетным направлением остается работа с театрами по погашению задолженностей перед автором и предотвращению образования новых, объясняет генеральный директор ООО «Театральный агент» Виктория Сладковская.

— Что касается ситуации между Театром Вахтангова и драматургом Надеждой Птушкиной, то по договору у театра действительно были права на внесение в пьесу некоторых изменений, пролога и интермедий. Всё это тем не менее относится к правам на воспроизведение спектакля, т.е. речь идет о смежном праве. Когда же мы говорим о телевизионной версии спектакля — это уже объект авторского права, отдельное аудиовизуальное произведение. Надежда Михайловна не давала разрешения на использование своего произведения для создания нового объекта авторского права, — подчеркнула Виктория Сладковская.

В театральном мире создание структуры, направленной исключительно на поддержку драматургов, поддержали. Тем более что ее появление уже позволило значительно ускорить не только урегулирование формальностей и заключение договоров, но и, соответственно, сами выплаты в пользу авторов.

Объединяя авторов и театры

Целью создания отдельной, «внешней» организации «Театральный агент», в чьи обязанности входит представление интересов конкретно театральных деятелей, было упрощение процесса взаимодействия, сокращение издержек, а следовательно, и расходов авторов на комиссионные.

— Работая как внешний агент, «Театральный агент» имеет возможность работать со сниженной комиссией по покрытию операционных издержек, что прежде всего отражается на выгоде правообладателей, — объясняет председатель правления Российского Авторского Общества (РАО) Максим Дмитриев.

Сами деятели искусства также находят эту инициативу полезной.

— «Театральный агент» — новая компания на рынке, заметно, что они очень стараются. У меня очень приятный доброжелательный контакт с ними во всех отношениях. Это чувствуется, и это невозможно скрыть. Вообще нареканий быть не может, — заявила в телефонном интервью заслуженная артистка России Мария Шукшина.

— Я считаю, что у автора обязательно должен быть агент, так заведено во всем мире. Да, безусловно, агенту причитается какая-то часть гонорара, но это он выполняет работу, освобождая автора от многих трудоемких обязанностей. Существование таких организаций очень полезно, — уверен известный литературный переводчик Виктор Вебер.

Виктор Вебер подчеркнул, что поддерживает отделение «Театрального агента» как более специализированного подразделения, нацеленного на работу только с театрами.

— Как клиенту, мне это только в плюс идет! — заявил Вебер.

При этом существование «Театрального агента» может быть выгодно не только авторам, но и самим театрам, которые получают более оперативное взаимодействие с драматургами и сокращают риск возникновения длительных споров с авторами.

— Агентство способствует более оперативному взаимодействию театров с авторами. По запросу театра мы в кратчайшие сроки получаем у авторов разрешение на публичное исполнение их спектакля и согласуем финансовые условия, исключая тем самым бездоговорное использование авторских работ, — отметила глава «Театрального агента» Виктория Сладковская.

И главное, «Театральный агент» помогает театрам и драматургам найти друг друга, публикуя на своем сайте отрывки из произведений «подопечных» авторов. А объединившись — найти своего зрителя.

Читайте также
Прямой эфир