Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Bloomberg узнало о предложении Трампа выделить $1,01 трлн на нацбезопасность
Происшествия
Средства ПВО перехватили два украинских БПЛА над Брянской областью
Мир
WP сообщила о плане Трампа уволить 1,2 тыс. сотрудников ЦРУ
Мир
Принц Гарри проиграл суд по делу о госохране в Великобритании
Происшествия
Минобороны сообщило об уничтожении восьми беспилотников ВСУ над РФ
Мир
Трамп предложил отменить выделение $3,5 млрд на переселение мигрантов
Мир
В ХАМАС заявили о готовности к пятилетнему перемирию с Израилем
Мир
В Чили произошло землетрясение магнитудой 6,4
Мир
Нетаньяху обсудил с главами МО и Генштаба расширение операции в Газе
Мир
Госдеп одобрил предоставление Украине услуг по обслуживанию F-16 на $310 млн
Мир
В Литве проведут международные военные учения с 3 по 23 мая
Мир
Трамп намерен лишить Гарвард статуса освобожденного от налогов
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
Рубио заявил об угрозе демократии в ФРГ из-за расширения слежки за оппозицией
Мир
В Генштабе Эстонии сообщили о начале военных учений 5 мая у границ с РФ
Мир
В Болгарии повредили памятник героям Великой Отечественной войны
Мир
В Германии заявили о неизбежной плате Европы за проигранный конфликт на Украине

Собрать и поделить

Эксперт по экологии Артем Седов — о том, как и зачем внедрять умный сбор отходов в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С начала года начали работать региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Услуга стала коммунальной, а работа с мусором стала относиться к компетенции органов власти субъектов. Именно они принимают решение о введении раздельного накопления отходов и утверждают соответствующий порядок.

Следует отметить, что введение такого сбора мусора — не обязанность, а право региона. Но на мой взгляд, за этим будущее, к этому рано или поздно приходят все развивающиеся страны. В частности, потому что это возможность внести вклад в очищение и сохранение планеты. Кроме того, раздельный сбор мусора создает дополнительные рабочие места на перерабатывающих заводах и в сфере транспортировки мусора.

Однако решение экологических проблем подчас невозможно без работающей финансовой модели. Соответственно, обязывать население разделять отходы по видам целесообразно только при соответствующем экономическом и технологическом обосновании.

Так, введение раздельного накопления должно быть интересно участникам рынка обращения с отходами, а именно должно давать возможность за счет продажи переработанных отходов покрывать свои издержки. Поэтому перед введением раздельного накопления необходимо оценить морфологический состав ТКО, существующую инфраструктуру по обработке и утилизации отходов, оценить транспортные затраты, проработать механизмы ответственности за нарушение правил раздельного накопления отходов.

Сегодня существует несколько вариантов реализации раздельного сбора мусора. Первый — дуальная система. То есть отходы разделяются на две группы: органические и утилизируемые. При этом последние, как правило, дополнительно проходят обработку. Второй — установка контейнеров по количеству видов отходов, востребованных на рынке утилизации. Третий — система организации пунктов приема вторсырья, установки фондоматов.

Большим плюсом от введения новой системы обращения с ТКО для операторов по утилизации отходов является централизация потоков. Это позволяет планировать объемы мусора, которыми могут быть загружены мощности. Раньше система не была налажена, полезные отходы вывозились по договоренности с отдельными многоквартирными домами. Теперь другая ситуация. Если регион решил разделять, то все потребители будут обязаны подключиться к этому.

Раздельное накопление мусора — это, по сути, подготовительная стадия для его переработки. Без развитой инфраструктуры раздельный сбор не эффективен, так как отсутствует выстроенная технологическая цепочка. Да и идеи о его введении приобретают популистский характер.

Сегодня широко обсуждаются государственные механизмы для стимулирования раздельного накопления ТКО. Во-первых, предлагается снизить плату за вывоз сортированных отходов. Законодательно такая возможность существует и сейчас, однако реализацию на практике тормозят действующие санитарные нормы и правила. Они предписывают ежедневно вывозить мусор, в том числе сортированный, но это экономически нецелесообразно. В общеевропейской практике такого нет.

Во-вторых, можно ввести систему наказаний за несоблюдение требований при раздельном накоплении ТКО. Например, высоких штрафов, широко распространенных в мировой практике. В-третьих, ввести термин экотехнопарков и создать для них льготные условия работы.

В-четвертых, нужно развивать систему расширенной ответственности производителей (импортеров) товаров, которая стимулирует ее участников заниматься возвратом использованных вещей и их упаковки во вторичный оборот. В этом случае операторы задействуют целый набор инструментов — не только раздельный сбор у дома, но и автоматы для приема тары, пункты для различных видов вторсырья и т.д.

И наконец, необходимо сделать обязательным экологическое воспитание детей — начиная с садиков и школы. Таким образом, раздельный сбор будет постепенно применяться в большинстве субъектов России параллельно с вводом в эксплуатацию комплексов по обработке и утилизации ТКО.

При этом специфика геополитического расположения нашей страны такова, что нужно особо рассматривать внедрение раздельного сбора в труднодоступных населенных пунктах с неразвитой инфраструктурой по переработке отходов, прежде всего в районах Крайнего Севера. В то же время предпосылки к раздельному сбору отходов сложились во многих регионах, а некоторые из них уже приступили к реализации этой программы — например, Мордовия и Московская область.

Автор — генеральный директор производственной компании

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир