Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Быть нерусским в России может оказаться очень весело»

Режиссер Резо Гигинеишвили — о цинизме сегодняшнего дня, погоне за статусом и русско-китайском юморе
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В тройке лидеров отечественного проката за этот уикенд — комедия «Как я стал русским». По данным ЕАИС, первая русско-китайская копродукция уже собрала больше 49 млн рублей, оставив далеко позади другие отечественные киноновинки. «Известия» встретились с продюсером ленты, известным режиссером Резо Гигинеишвили и обсудили проблемы межнационального юмора, ощущения от современной Москвы и запахи детства.

— «Как я стал русским» — первый опыт копродукции России и Китая. С какими сложностями вы столкнулись как продюсер?

— Это очень любопытный опыт, потому что китайцы действительно в первый раз выступили сопродюсерами. Некоторые задачи решать было непросто. Например, сразу стало понятно, что в случае с комедией у нас появятся сложности из-за разницы восприятия юмора. Нас, воспитанных на советском кино и отчасти на американских комедийных картинах, веселило то, что совершенно не казалось смешным китайским коллегам — у них юмор намного острее. Мы всё время занимались поиском точек соприкосновения. Нужно было добиться, чтобы юмор был одинаково понят зрителями и в России, и в Китае.

— Надо полагать, вы и сами знаете, каково это — быть нерусским в России.

— Как минимум — это на самом деле может оказаться очень весело. В начальной школе, например, учительнице было трудно произносить мою длинную фамилию. Когда меня вызывали к доске, преподаватель настолько мучительно долго пыталась выговорить Гигинеишвили, что к тому моменту, как у нее это получалось, я стоял у доски и мне уже все успевали подсказать (смеется).

— В марте выйдет ваша режиссерская работа «Трезвый водитель». Удивительно, что после такой драматичной истории, как «Заложники», вы снова переключились на комедию...

— Работа над фильмом «Заложники» стала для меня испытанием и потрясением, потому что соприкосновение с таким материалом — большая ответственность. С эмоциональной точки зрения меня швыряло во все стороны, было тяжело. Конечно, после такого проекта лучшим решением было сменить жанр, отвлечься. Знаете, с чем это можно сравнить? Когда находишься в состоянии очень сильной влюбленности и стопроцентной увлеченности кем-то, а после окончания этих отношений наступает абсолютная пустота. Чтобы выйти из этого состояния, я снова обратился к комедии и к съемкам в Москве — городе, который очень люблю.

— Вспомнили о своем дебюте — «Жаре»?

— Что-то вроде того. Я снял «Жару», когда мне было 24 года, это был мой рассказ про город, в котором я живу, про солнечные дни, которые мы проводили с друзьями. Это был наш авторский взгляд на Москву. Спустя 13 лет мне стало любопытно, как за это время изменился город и я вместе с ним, смогу ли я снова быть легким. Несмотря на то что многие критиковали «Жару» за некую легкомысленность, мне захотелось вернуться в это состояние, пройдя определенные этапы жизни, кое-что себе объяснив и доказав, победив свои страхи... С багажом нажитого опыта я снова попробовал описать, какая она — Москва.

— И какая же?

— На мой взгляд, она стала чуть-чуть циничнее. Если в «Жаре» герои жили беззаботным ожиданием какого-то чуда, то сегодня, наверное, каждый чувствует определенную ответственность, находясь в столице. Даже тинейджеры уже нацелены на определенный результат. Они гораздо сосредоточеннее, рассуждают и ведут себя иначе, чем мы в свое время, в том числе и потому, что у них есть гаджеты с огромными объемами информации. Но это нормально, потому что и герои «Жары» были намного циничнее, чем, например, персонажи советских фильмов о Москве.

— Думаю, в провинции молодые ребята и сегодня не такие циничные, как их сверстники в столице.

— Эту тему мы тоже затрагиваем, так как главный герой приезжий. Но у нас нет задачи сравнить тех и других, кого-то обвинить или прочитать мораль. Мы предлагаем понаблюдать за сегодняшней жизнью со стороны: кто на чем ездит, кто куда ходит, кто и что позволяет себе в разговоре с людьми, которые работают в сфере обслуживания, какова мера хамства и уважения к человеку, как люди друг к другу относятся, что такое деньги в современном обществе, что такое успех…

За последнее десятилетие стал чрезвычайно важен социальный статус. Люди стали выдавать себя за тех, кем они не являются. В Instagram сегодня можно обнаружить огромное количество людей, которые пытаются преподносить себя и свою жизнь в более презентабельном свете, чем на самом деле.

— Вы это осуждаете?

— Мне кажется, это в целом свойственно человеку и объясняется стремлением жить определенным образом. Просто сегодня стало проще имитировать статус. Кстати, главный вопрос картины «Трезвый водитель» — что выберет современный человек: любовь или ее имитацию? Что для него важнее — успех или та реальная настоящая любовь, которая, может быть, не приведет его к тому, что он будет летать на частных самолетах или тусоваться со звездами?

— А вы как думаете, что важнее?

— Мы как романтики верим, что любовь делает людей счастливее. Я очень боюсь того, что люди потеряют романтический взгляд на вещи, что все станут материалистами и погрязнут в проблемах рационального мира. А мне так хочется, чтобы они помнили запахи, которыми было полно наше детство: сена, свежеиспеченного хлеба… Так что, снимая эту картину, я прежде всего анализировал себя, потому что частенько замечаю, что и сам соглашаюсь играть по определенным правилам, предлагаемым социумом.

— Социум живет в Instagram, а там свои правила.

— Знаю… Иногда даже в отношениях с людьми возникают проблемы от того, что кого-то ты лайкнул, а кого-то нет. Много что изменилось: и реклама, и бизнес. Мы вот с оператором стараемся, вымеряем тон картины, свет, а это уже неважно, потому что все сейчас смотрят фильмы и сериалы на экранах гаджетов. Это забавно. Мир меняется, и мы вынуждены меняться вместе с ним.

— Правда, что фильм «Трезвый водитель» вам помогали снимать учащиеся школы кино и телевидения «Индустрия»?

— Да. Миша Врубель и Федор Бондарчук спросили у меня: «Возьмешь на летний период ребят из «Индустрии?». Я, конечно, согласился. У Миши Хасая (оператор «Трезвого водителя». — «Известия») была замечательная девочка-оператор, у меня были помощники. Особенно меня радует, что само существование и название этой школы предполагает раннюю вовлеченность учащихся в индустрию кино. Учась во ВГИКе, я только к третьему курсу увидел какой-то старый объектив, а всё остальное нам чертили на доске.

— Не испугала практикантов ваша режиссерская тирания?

— Нет, конечно. Хотя я требователен к себе и хочу, чтобы группа уважала определенные правила. Конечно, не все из студентов остались работать, не все захотели тратиться на все сто, а иначе на площадке нельзя. К нам пришли семь человек, остались трое. И эти трое потом приходили и на другие наши работы — замечательные, талантливые, ответственные ребята. Мы обрели настоящих товарищей, с которыми можно и дальше делать дело. Мы уже не раз приглашали девочку-стажера, которая практиковалась у нас как оператор. Я бы хотел, чтобы она сняла с нами большую работу.

Мне понравился этот опыт и, конечно, польстил. Я чувствовал себя, как в фильме «Афоня» Георгия Данелия. Помните, герой ходит и всем с гордостью рассказывает, что у него есть студенты-практиканты? Вот и в моей жизни наступило время, когда у меня тоже появились студенты-практиканты.

— Многие говорят, что российскому кино сильно не хватает взгляда современных ребят на мир.

— Думаю, им нелегко прорваться в кино из-за определенных устоев. Но сейчас, к счастью, есть огромное количество форматов, где они могут реализовать свой талант. Абсолютный шедевр Альфонсо Куарона — картина «Рома» — вообще не вышла в кинотеатрах, а была выкуплена Netflix и показывается только на его платформе. Так она получила больше возможностей дойти до своего зрителя по всему миру. Это очень круто, потому что для меня лично выпускать картину в прокат — большой стресс. Ты тут же из художника и автора превращаешься в бизнесмена. Немногие умеют это делать. Мне посчастливилось: я наблюдал, как делали свои картины Федор Бондарчук и такие большие продюсеры, как Сергей Сельянов, Константин Эрнст, Александр Роднянский, Антон Златопольский, Леонид Верещагин…

— А если фильм сделан плохо, его можно продать дорого?

— Нужно понимать, что плохой фильм — это неискренний фильм, который изначально задуман и сделан таким образом, чтобы оболванить зрителя. Чаще всего такие фильмы не срабатывают.

— По результатам бокс-офисов этого не скажешь...

— Если говорить о сугубо коммерческом успехе, то да — продать можно всё что угодно. И я видел примеры продаж плохих картин. Но они никогда не станут любимыми, никто не будет их пересматривать.

— Насколько для вас важен бюджет?

— Смотря какая стоит цель, какую историю хочется воплотить на экране. Знаете, я был свидетелем того, как режиссер, который мог бегать по съемочной площадке и решать разные сложные вопросы, ленился, получив большой бюджет. Развалившись в комфортном кресле, он брал по 30 ассистентов, теряя при этом творческую энергию. Но есть и те, кому большой бюджет совсем не мешает. Например, до сих пор снимающий замечательные великие фильмы Стивен Спилберг. Человеку за 70, но он работает, в его фильмах чувствуется драйв. Наверное, это зависит от культуры человека: кого-то большие деньги балуют и расслабляют, а кого-то нет. Кто-то, заработав много, остается человеком и не показывает своего превосходства, а кому-то это, увы, уже не удается.

Справка «Известий»

Резо Гигинеишвили — режиссер, сценарист, продюсер. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева) в 2005 году. В его фильмографии — картины «Жара», «Без границ», «Любовь с акцентом», «Заложники» и другие. В 2017 году получил приз за лучшую режиссуру фестиваля «Кинотавр».

 

Читайте также
Прямой эфир