Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Политика
Захарова уличила Зеленского в подрыве мирных усилий
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Правоохранители задержали сбежавшего из колонии гражданина Китая в Приморье
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Путин прокомментировал слова Лукашенко о георгиевской ленте
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Есть только звук: Михаил Плетнев выступил как пианист и дирижер

В новой программе Российского национального оркестра народный артист РСФСР предстал в обоих своих амплуа
0
Фото: Ирина Шымчак
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Два вечера подряд — 29 и 30 января — Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр играют в столичной Филармонии-2 новую программу. Особенность ее в том, что народный артист здесь выступает и как пианист, и как дирижер, управляя оркестром из-за рояля. При этом можно было убедиться: взгляд большого музыканта выразительнее любой дирижерской экспрессии.

Михаил Плетнев любит совмещать в своих программах произведения разноплановые, стилистически контрастные, и порой логику их сопоставления понять бывает непросто. В данном случае концепция была очевидной: в первом отделении прозвучали Симфония № 35 Моцарта и Сюита из музыки балета «Пульчинелла» Стравинского, а после антракта — Клавирный концерт №5  Баха и Фортепианный концерт № 24 Моцарта. В общем, XVIII век и привет ему из века XX-го («Пульчинелла» — первый пример неоклассицизма в творчестве Стравинского).

Контраст, как оказалось, был в другом. Один и тот же коллектив в первом и втором отделениях играл по-разному. Симфонией и сюитой дирижировал приглашенный маэстро Константин Хватынец, музыканты при этом располагались традиционно — полукругом. И несмотря на четкую жестикуляцию дирижера, взаимопонимания между ним и оркестром не было. Моцарт и Стравинский прозвучали несколько тяжеловесно, без присущих РНО и самим композиторам изящества и богатой нюансировки.

Во время антракта пульты переместили: оркестр образовал конус, расширяющийся от рояля вглубь сцены. Михаил Плетнев решил совместить функции дирижера и солиста (он это делает не в первый раз, но — впервые за последние годы). И всё преобразилось: под началом худрука, управлявшего оркестром взглядами и едва заметными движениями плеч, а главное, своей игрой направляющего ход музыкальной мысли, РНО демонстрировал чудеса.

Взаимопонимание и слаженность были идеальны, хотя Плетнев не отсчитывал метр и даже не всегда показывал вступления. Музыкальная ткань наполнилась воздухом, обрела легкость, изысканность и в то же время глубину. И над всем этим великолепием возвышались фортепианные соло.

В игре Плетнева всегда чувствуются некоторая отстраненность, какое-то высшее смирение. Он любуется музыкой, но не отдается этому наслаждению целиком, не переживает эмоции здесь и сейчас, а будто взирает на прекрасный бренный мир откуда-то сверху. Вместо витальности — ощущение вечности. Здесь нет места внешним эффектам, стремлению обаять зрителя, захватить его непосредственными чувствами. Но нет и нарочитой концептуальности, философствования, выстраивания умозрительной конструкции. Только небесная красота и мудрость.

Зал, однако, следит за игрой Плетнева, затаив дыхание. И порой бывает ощущение, что время останавливается. В медленной части Клавирного концерта Баха одноголосная тема идет у фортепиано, а струнные аккомпанируют деликатным pizzicato. И когда артист вел эту, в общем-то, простую мелодию, лишенную виртуозности, да и вообще какой-либо возможности для пианиста «блеснуть мастерством», зрители, кажется, забывали дышать. И только страх, что какой-нибудь назойливый телефон разрушит чудо, мешал целиком раствориться в моменте.

К счастью, звонков, неуместных аплодисментов и вообще каких-либо проявлений невежливости со стороны зала не случилось. Впрочем, и настойчивых вызовов на бис после основной программы — тоже. Возможно, поэтому Плетнев, как всегда, печальный и почти безразлично реагирующий на овации, обошелся без дополнительных номеров. Всё сказано. Да и не может быть счастье слишком долгим. Правда, есть шанс, что сегодня во время второго концерта зрителям повезет больше.

 

Читайте также
Прямой эфир