Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Китай с 12 апреля увеличит пошлины на товары из США до 125%
Политика
Лавров заявил об исходящей одновременно от РФ и США идеи обмена заключенными
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили 30 беспилотников ВСУ над двумя регионами РФ
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Мир
Президент Республики Сербской Додик назвал Европу синонимом кризиса
Мир
Посольство РФ потребовало от МИД Эквадора отменить запреты на въезд россиян
Мир
Генсек UNCTAD указала на блокировку притока инвестиций в мире из-за пошлин США
Армия
Спецназ Росгвардии уничтожил БМП-1 с боевиками ВСУ в Сумской области
Мир
Глава МИД Индии заявил о готовности сотрудничать с США по торговому соглашению
Мир
Лавров обратил внимание на желание США урегулировать конфликт на Украине
Мир
СМИ сообщили о намерении лидеров ЕС посетить Пекин в конце июля
Общество
Мошенники выманили более 10 млн рублей у ветерана ВОВ из Санкт-Петербурга
Политика
Захарова заявила об использовании Зеленского США для сделки по ископаемым
Общество
Верховный суд признал право на компенсацию за навязчивые звонки с рекламой
Спорт
Овечкину подарили золотую клюшку в честь поставленного рекорда по забитым шайбам
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Авто
Лукашенко предрек превосходство автопрома РФ и Белоруссии над Mercedes

Карты на ветер: доля премиального «пластика» подскочила в 5 раз

Это приводит к росту цен в магазинах
0
Фото: ТАСС/Кирилл Кухмарь
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Доля премиальных банковских карт по итогам 2018 года выросла до 20%, тогда как еще в 2017 году составляла 4%, а в 2011-м — всего 1%. Об том «Известиям» предоставили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Они сделали расчеты на основе данных безналичной выручки в обороте предприятий — членов АКИТ. Тенденцию также фиксируют крупнейшие банки страны. Ритейлеры призывают снизить комиссию за эквайринг, которая по премиальным картам вдвое выше, чем по обычным, что в итоге сказывается на ценах товаров в магазинах. 

Есть деньги, будут проблемы

Как сообщил «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов, новая тенденция оборачивается серьезными последствиями для торговли и потребителей. Банки берут повышенную комиссию за эквайринг (услуга, которая позволяет торговле принимать пластик) премиальных карт. Для сравнения: для обычного пластика она составляет 1% от объема платежа, для премиального — 2% и выше.

Артем Соколов сказал, что комиссия по эквайрингу всегда закладывается ритейлерами в цену товаров. Чем выше ставка, тем выше и стоимость, речь идет о прямой зависимости, подчеркнул он. Глава АКИТ отметил, что сейчас безналичный способ оплаты покупатели используют в 60% случаев, в итоге комиссия по эквайрингу увеличивает цену товара на 1,5% у крупных ритейлеров и до 2,5% в небольших магазинах.

— В общем объеме оплат доля премиальных карт увеличивается с каждым годом, что выглядит странно на фоне падающей покупательной способности населения, — отметил Артем Соколов. — Это свидетельствует о том, что банки, скорее всего, снижают требования к премиальным продуктам, делая их доступными для все большего количества клиентов.

Он подчеркнул, что некоторые кредитные организации требуют от владельцев премиальных продуктов соблюдения целого ряда условий и предоставляют их только клиентам, имеющим внушительные суммы средств на счетах, взимают плату за обслуживание. Но есть и те, кто раздает премиальные карты всем желающим.

— При таком подходе эквайринг будет только дорожать, — отметил он.

По мнению Артема Соколова, справедливая величина банковской комиссии не должна превышать стоимость обслуживания наличных средств в 0,3–0,5%.

Привилегии для всех

Тренд на повышение доли премиум-пластика «Известиям» подтвердили и в некоторых крупных банках страны. В пресс-службе «Русского стандарта» сказали, что «отмечают тенденцию на увеличение спроса на премиальные карты». В 2018 году кредитная организация зафиксировала его трехкратный рост на пластик American Express. По данным банка, 65% пользователей в премиальном сегменте используют карты этого бренда для безналичной оплаты. В пресс-службе «Русского стандарта» уточнили, что в прошлом году средний чек по всем категориям покупок по премиальным клиентам вырос с 38 тыс. рублей, до 45 тыс. рублей. 

В пресс-службе ВТБ «Известиям» также сообщили, что фиксируют увеличение доли премиальных карт на рынке.

— Это связано с ростом количества клиентов сегмента «Привилегия», которым банк предлагает продукты, обеспечивающие повышенный кэшбэк, баллы и скидки, — пояснили в ВТБ. — При сохранении текущего тренда размер комиссии эквайринга будет синхронно расти. Но, как показывает мировая практика, на розничные цены это не влияет.

По словам руководителя по развитию эквайринга Альфа-банка Дениса Хренова, новая тенденция связана с тем, что в последние годы большинство крупных банков переводят свои карточные портфели (эмиссию) преимущественно на премиальные карты. В частности, в портфеле Альфа-банка такого пластика более 60%. Его эмиссия позволяет кредитным организациям увеличивать размеры и масштабы программ лояльности, чтобы привлекать новых клиентов в платежную индустрию, стимулировать рост безналичных расчетов.

Однако вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента Тинькофф банка Данил Анисимов заявил «Известиям», что рост доли премиальных карт на рынке с 4% до 20% за год маловероятен. 

Увеличение доли премиальных карт на рынке увеличивает расходы розницы, согласен с АКИТ председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков.

— Ставка эквайринга по премиальным картам выше, поскольку расходы на выполнение маркетинговых обещаний (например, скидки, кэшбэк. — «Известия») по таким картам больше, — пояснил он «Известиям». 

По его словам, высокая ставка эквайринга оказывает сильное давление на розничные цены, потому что компаниям надо как-то компенсировать эти расходы. В то же время влияние ставки эквайринга может нивелироваться изменением других факторов с большим весом, влияющих на ценообразование. Речь идет об инфляции, колебании курса национальной валюты, изменении оптовых цен производителей, налогах и т.д.

Не всё так просто

По словам Дениса Хренова, комиссии за эквайринг действительно различаются в зависимости от типа карт. Если по картам типа Standard, Classic, Gold они составляют 1,5–1,6%, то по премиальным (Black Edition, Platinum, Signature и другие) превышают 2%. 

— Но здесь надо учитывать, что, стимулируя развитие индустрии, платежные системы установили специальные пониженные тарифы от 0 до 1% для всех типов карт, — подчеркнул он.

Например, такие комиссии установлены для крупнейших продуктовых сетей, организаций  ЖКХ, мобильной телефонии, сетей заправок. А для налоговых платежей тариф вообще обнулили.

Эксперт уверен, что регуляторное снижение тарифа эквайринга не приведет к уменьшению цен товара на полке для конечных потребителей, а только увеличит маржинальность ритейлеров. А банки, лишившись большей части доходов, постараются переложить на ритейлеров затраты на инфраструктуру (в первую очередь терминальное оборудование), которые сейчас несут сами.

Нынешний размер комиссии за эквайринг благоприятен для экономики: де-факто он всё равно возвращается клиенту в виде баллов в рамках банковских программ лояльности, сказал Данил Анисимов. Он уверен, что это, в свою очередь, стимулирует переход клиентов на безналичные расчеты. Кроме того, благодаря банковским программам лояльности потребители часто выбирают те торговые точки, которые принимают оплату картой.

 

Читайте также
Прямой эфир