Ветеран и море: Стивен Найт снял «тропический» нуар


В прокат выходит «Море соблазна» — триллер с элементами нуара и привкусом магического реализма. В главных ролях Мэттью МакКонахи, Джейсон Кларк и Энн Хэтэуэй, место действия — маленький карибский остров, в центре сюжета — жестокое убийство. Которое, впрочем, может и не состояться.
Какой нуар, если здесь почти всегда палящее солнце, красивые загорелые люди и волны, из которых рыба чуть ли не сама прыгает прямо в сеть? Истинную жанровую принадлежность выдает система персонажей. Протагонист — ветеран Ирака Дилл, одинокий небритый мужчина, заливающий спиртным свое прошлое. Каждый день он выходит на лодке в океан, безуспешно пытаясь поймать тунца. Однажды вечером к Диллу приезжает femme fatale из Майами — это его бывшая жена Карен. Она организовала своему богатому мужу рыбалку с Диллом, и во время этой рыбалки Дилл должен совершить убийство. Потому что муж бьет ее и издевается над сыном Дилла, подростком Патриком…
Классический расклад нуара смотрится в тропическом антураже несколько странно, но почему-то эти правила игры легко принимаются зрителем. Одна из прелестей жанра состоит в том, что персонажи чаще всего скрывают свои истинные намерения, а главное действующее лицо из героя легко превращается в жертву. То же происходит с персонажем МакКонахи. Бывшая жена — его слабое место, а любое упоминание о сыне подобно удару в солнечное сплетение.
Добавить к этому, что Дилл еще и тотальный лузер, посмешище для всего острова, и тогда все происходящее с ним становится особенно интересным. Его постоянная депрессия оборачивается истериками и скандалами. Дилл любит разгуливать голышом и в таком же виде купаться — к счастью, МакКонахи не пришлось худеть, и его атлетическое сложение резко контрастирует с душевными ранами персонажа. Трагический герой, которого еще и на убийство подбивают. Кроме того, он ощущает странную одухотворенность мира, он слышит голоса, мысленно общается со своим сыном, да и тунец для него имеет почти мистическую значимость — это как раз от магического реализма.
Догадаться, что что-то здесь не так, можно относительно быстро. Слишком уж неестественно ведет себя Карен, фразы у нее подозрительно формальны и сухи. Так настоящие роковые красавицы себя не держат. Муж у нее подан слишком карикатурно, в нем тоже какая-то загадка, и еще неизвестно, кто из них больше заслуживает смерти. Дискомфорт вызывают постоянные упоминания гениальности и компьютерной зависимости Патрика, который вроде бы должен быть совсем далеко, но воспринимается так, словно он совсем рядом. Да и с Диллом явно что-то не так, он в этой истории больше, чем наивный мечтатель или нанятый убийца, и не без веских причин его разыскивает по всему острову таинственный человек в деловом костюме.
Мы понимаем, что в странную игру играют не только с этими несчастными, но и с нами, зрителями, до поры утаивая от нас ряд очень важных для понимания сюжета фактов. И разгадывать правила этой игры придется до самого финала. Но то, что будет происходить дальше с извращенным любовным треугольником и другими обитателями острова, лучше оставить без пояснений, чтобы не портить удовольствие от основного твиста «Моря соблазна». Поэтому фильм и выходит у нас одновременно с США и остальным миром, чтобы никто не успел слить секрет этой ленты.
Режиссер картины Стивен Найт известен прежде всего как один из лучших британских сценаристов. Он работал со Стивеном Фрирзом, Дэвидом Кроненбергом, Майклом Аптедом, Лассе Халльстремом, даже с Сергеем Бодровым – старшим на проекте «Седьмой сын». Среди последних достижений Найта — «Союзники» Земекиса и модный сериал «Табу» с Томом Харди. И для «Моря соблазна» он взял не новаторский, но совсем неожиданный в этом случае ход, который сработал безотказно. А МакКонахи в копилку упал еще один достойный фильм, хотя их там уже и без того прилично.