Честный сговор: ритейлеры обязались не торговать фальсификатом
Крупнейшие торговые сети договорились не заключать договоры поставки с «серийными» производителями некачественного товара. Речь в том числе идет о фальсификате, когда пикша выдается за треску, а маргарин — за сливочное масло. Это следует из протокола комиссии по применению Кодекса добросовестных практик, с которым ознакомились «Известия». По словам экспертов, соглашение даст гражданам уверенность в качестве купленного товара, а торговым сетям — возможность не конкурировать друг с другом. Производители будут знать: другой ритейлер не станет продавать более привлекательный по цене фальсификат. Однако некоторые эксперты сомневаются в эффективности кодекса — за его нарушение предусмотрена только репутационная ответственность, и желание получить выгоду может перевесить.
Бойкот «серийных» нарушителей
Ритейлеры не будут подписывать новые договоры поставки с партнерами, если контрольные органы и мониторинговые организации неоднократно фиксировали у них небезопасные, контрафактные и фальсифицированные потребительские товары. Эта норма вошла в Кодекс добросовестных практик, подписанный как магазинами, так и производителями. «Известия» ознакомились с протоколом последнего заседания комиссии по применению кодекса. По нему добросовестной практикой признана та, при которой торговые компании будут учитывать обнаруженные нарушения при заключении новых контрактов.
Кодекс подписан крупнейшими федеральными ритейлерами России: X5 retail group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), «Магнит», «Ашан», «Дикси» и др. Также он завизирован такими ассоциациями, как «Русбренд», «Союзмолоко», «Руспродсоюз», «Национальная мясная ассоциация», «Рыбный союз» и т.д. Все объединения договорились сделать положения документа обязательными для исполнения.
В бумагах комиссии сказано, что в ее секретариат поступили обращения отраслевых организаций поставщиков и производителей. В них говорится, что некоторые компании в течение нескольких лет изготавливают фальсифицированную продукцию, которая беспрепятственно идет в торговые сети.
Пикша вместо трески
Как рассказали «Известиям» в «Рыбном союзе», при проверках Россельхознадзора и Роскачества выясняется, что, к примеру, в некоторых видах продукции определенных производителей вместо трески оказывается минтай и пикша. Более дорогая рыба подменяется дешевой. Эта продукция получает недобросовестное преимущество за счет лучшей цены поставки, отметили в союзе.
У соглашений о добросовестных практиках, которые заключают торговые сети, есть как минимум две цели, пояснил «Известиям» президент Национальной торговой ассоциации Вадим Зуйков.
— Ритейлеры пытаются избежать дальнейшего ужесточения законодательства, — сказал эксперт. — Такой шаг будет очень показателен для государства: торговля и сама может решать серьезные вопросы.
В прошлом году Роспотребнадзор заявил о планах включить понятие «фальсификат» в КоАП и усилить наказание за производство и продажу подобных продуктов, в том числе ввести конфискацию сырья и оборудования, которое использовалось при изготовлении товаров с нарушениями.
Кроме того, подчеркнул Вадим Зуйков, сетям важно заключить соглашение, чтобы избежать конкуренции друг с другом. Ведь если один ритейлер откажется от работы с «серийным» производителем некачественной продукции по более низкой цене, то все остальные компании могут только выиграть от этого.
По данным Роспотребнадзора, за 2018 год в службу поступило почти 5,9 тыс. уведомлений об обнаружении в обороте продукции, которая не соответствует обязательным требованиям. Речь идет о технических регламентах «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки». Из них большинство пришлось на молочную продукцию — 38,95% (почти 2,3 тыс. уведомлений). Ранее в Россельхознадзоре сообщали, что доля фальсификата среди молочных продуктов на российском рынке может достигать 20%. В прошлом году Роскачество проводило исследование сливочного масла: в 10 из 82 проб разных торговых марок были найдены растительные жиры.
Большая выгода
Глава коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов пояснил «Известиям», что Кодекс добросовестных практик представляет собой свод общих правил, которые используются во взаимоотношениях между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров. «Присоединение» к документу сейчас носит добровольный характер. В этом документе указано, что за несоблюдение его положений нарушителя могут исключить из профильной ассоциации или объединения.
— Хотя на практике это положение применяется довольно редко, — сказал Денис Фролов. — Но стимулом для соблюдения правил выступает деловая этика и имидж компании, ведь исключение из объединения может привести к крупным репутационным потерям. Поэтому крупные организации стараются кодекс соблюдать, хотя при большой выгоде вполне возможно и игнорирование его положений.
Факты выявления фальсификата всегда были поводом для пересмотра отношений с производителями, но поводом не безусловным в силу ограничений законодательного характера, рассказал «Известиям» председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Сергей Беляков.
— Действующие нормы закона о торговле не всегда позволяют быстро и эффективно разрешать подобные ситуации в интересах конечного потребителя, — подчеркнул эксперт. — Одностороннее расторжение или отказ от перезаключения договора поставки в силу претензий по качеству могут быть обжалованы производителем в суде под предлогом его дискриминации торговой сетью или создания препятствий к выходу на рынок.
Не навреди
Исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков заявил «Известиям», что организация поддерживает принятое комиссией решение: товарам недобросовестных производителей не место на полке. Небезопасные, контрафактные и фальсифицированные продукты способны нанести вред как потребителям, так и честным производителям, подчеркнул он.
Эксперт также добавил, что воплощать на практике решение комиссии следует очень осторожно, чтобы не навредить добросовестным игрокам.
— К сожалению, несмотря на прогрессивное развитие методов и методик лабораторных исследований пищевой продукции, нормативно-правовая база оценки качества и безопасности продукции сегодня далека от совершенства и не всегда учитывает реальные производственные процессы на предприятии, — пояснил он.
Это может привести к тому, что только из-за несовершенства документов ответственный игрок рынка будет признан недобросовестным.