Правила деления: инструкция по применению каршеринга
Что делать, если личный автомобиль вдруг подвел, поездка на общественном транспорте вызывает отвращение хуже зубной боли, а идея вызвать такси внушает страх и ужас? Ответ — воспользоваться каршерингом. Если раньше такая ситуация была практически безвыходной и привыкшему к комфорту личного авто гражданину приходилось долго и мучительно собираться с мыслями, чтобы переступить порог подземки, то теперь можно избавить себя от пытки общественным транспортом и отправиться по делам на автомобиле одного из сервисов каршеринга. Корреспондент «Известий» решила на время отказаться от своего автомобиля и лично изучить принципы работы ставшей весьма популярной в последнее время системы краткосрочной аренды.
Что это вообще?
Каршеринг — это особый вид аренды автомобилей с поминутной тарификацией, при котором соблюдается несколько основных условий.
Такой способ проката становится всё более популярным в условиях крупного мегаполиса, где всегда есть пробки и проблемы с парковкой. Первыми в России альтернативный способ перемещения по городу оценили жители столицы, после чего каршеринги стали открываться и в остальных крупных городах: Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Новосибирске и других.
В столице, да и в России в целом, каршеринг появился еще в декабре 2012 года, когда начал работу первый московский оператор Anytime. На старте у них было порядка десяти автомобилей, договор с каждым клиентом подписывался на бумаге при личной встрече, да и чтобы взять машину, приходилось приезжать в офис на Фрунзенской, где менеджеры выдавали ключи. Первые конкуренты — YouDrive, «Делимобиль» и Car5 — появились лишь в 2015 году.
На сегодняшний день в Москве и Подмосковье существует почти 20 каршеринговых компаний, которые предлагают своим пользователям арендовать порядка 15 тыс. автомобилей. И стоит отметить, что столичный рынок еще не скоро достигнет своего потолка: в планах властей города увеличить количество каршеринговых авто до 25 тыс. единиц.
Миф № 1: Все автомобили в московском каршеринге «убитые»
Нет, автопарк операторов московского каршеринга — это не разваливающиеся ведра с болтами и гайками, а вполне себе приличные и, что особенно важно, новые автомобили. По оценке агентства Reuters, совокупный объем автомобилей каршеринга и таксопарков достиг отметки в 6% от общего числа машин в городе. Расхожее предубеждение о весьма унылом техническом состоянии автомобилей, которое укоренилось в сознании остальных автомобилистов в течение 2016 года, к счастью, уже довольно далеко от истины. По крайней мере за последние два года значительно вырос уровень сервиса, появились новые, более дорогие модели, да и сами пользователи стали цивилизованнее подходить к вопросу совместного пользования.
Добавляют тонуса сервисам каршеринга и городские власти, которые поставили операторов в крайне жесткие рамки требований и соответствий. В первую очередь это касается возраста машин. Так, например, максимально допустимый «стаж» каршерингового автомобиля в Москве не может превышать трех лет (обычно год-два).
Еще одно немаловажное условие предъявляют сервисам краткосрочной аренды лизингодатели. В договорах, которые заключаются между дилерским центром и каршерингом, всегда присутствует обязательный пункт, ограничивающий максимально допустимый пробег по истечении трехлетнего периода. Верхняя граница — 100 тыс. км, превышение лимита грозит оператору весьма существенными штрафами.
Кстати, внешний вид и габариты транспортных средств также оговорены условиями соглашения с городскими властями. Нетрудно заметить, что в московском каршеринге есть как стандартные автомобили с фирменным «оранжевым крылом» столичного дептранса, так и автомобили уровня бизнес и премиум, которые выезжают на дороги с лаконичным логотипом компании или вовсе без каких-либо опознавательных знаков. Если взять рулетку и попытаться их измерить, скорее всего, они не будут соответствовать габаритным требованиям на базовый автомобиль в сервисе. Для таких авто между мэрией и представителями каршеринговых компаний заключаются соглашения на индивидуальных условиях. Именно это объясняет их более высокую стоимость аренды.
Впрочем, некоторые операторы и вовсе приняли решение разбрендировать свой автопарк, преподнеся это как особый маркетинговый ход.
Как это работает?
Ежедневно на автомобилях каршеринга москвичи совершают более 60 тыс. поездок. Только за первые девять месяцев 2018 года общее число аренд превысило 12 млн, что в два раза больше, чем за весь 2017 год. Каршеринг стал своего рода мейнстримом транспортного развития города, при этом за рулем затянутых в оранжевую пленку машин всё чаще можно увидеть не молодых студентов, которые лихо несутся сломя голову в плотном потоке машин, а людей более зрелого возраста.
Так что же требуется знать, чтобы не отстать от жизни? Во-первых, то, что главным проводником в мир автомобилей с поминутной тарификацией является смартфон с установленными приложениями операторов: это и личный «брокер», и верификатор личности клиента, и ключ к дверям каршеринговых автомобилей.
А во-вторых, алгоритм пользования каршерингом предельно прост. Пользователь устанавливает на свой смартфон приложение и проходит регистрацию в сервисе. Новоиспеченному каршероводу остается только привязать банковскую карту, с которой в дальнейшем будут списываться деньги за поездки, и взять в аренду ближайший автомобиль.
Взаимодействие с машинами каршеринга осуществляется через приложение: в режиме реального времени на карте появляются (и исчезают) все доступные для аренды авто. Нашли нужный? — Бронируйте! Операторы отводят пользователю порядка 20 бесплатных минут, чтобы он успел добраться до арендованного автомобиля. Впрочем, даже если за этот промежуток времени добраться до машины не получилось, она от вас никуда не уедет: после окончания бесплатных минут бронирование будет переведено в режим ожидания по соответствующему тарифу. Начать и завершить аренду, открыть и закрыть двери, связаться с оператором в случае возникновения каких-либо проблем, а также подписать акт приема-передачи транспортного средства можно также в приложении.
Кто может стать клиентом каршеринга?
Для регистрации нового пользователя каршеринги просят загрузить через приложение стандартный пакет документов: водительское удостоверение, паспорт и селфи с одним из этих документов. Именно на основании этих данных сотрудники службы безопасности принимают решение одобрить новому клиенту аккаунт или отказать в регистрации. Критерии отбора у каждой компании свои, при этом отказы не редкость. Среди основных причин, по которым оператор не хочет регистрировать того или иного пользователя, наличие невыполненных обязательств перед ФССП, отсутствие московской регистрации и/или прописки, большое количество неоплаченных штрафов в карточке водителя (для этого запрос направляется в ГИБДД) либо нарушение будущим клиентом пользовательских условий других сервисов ранее и нахождение его в «черных списках». Кроме того, поводом для отказа могут стать плохая история водительского удостоверения (водитель был лишен прав) или штрафы за серьезные правонарушения, некачественные фотографии и высокий коэффициент бонус-малус (КБМ), который рассчитывается страховыми компаниями.
Несмотря на то что каршеринги в основном рассчитывают видеть среди своих пользователей граждан РФ, клиентом может стать и иностранец. Ему придется дополнительно предоставить нотариально заверенный перевод документов.
Что почем?
Операторы в погоне за клиентом постоянно расширяют свои автопарки, растет не только количество машин, но и качество. Сегодня в аренду в Москве можно взять практически любое транспортное средство: от экономичных ситикаров узбекского автопроизводителя Ravon R2 за 5 рублей за минуту до люксовых моделей концерна Porsche по цене до 60 рублей за минуту. Есть тут и Mazda, и Smart, и большая немецкая тройка (BMW–Mercedes–Audi), и даже Jaguar.
Но, как и раньше, четырьмя основными «рабочими лошадками» столичного каршеринга остались Hyundai Solaris, KIA Rio, Renault Kaptur и Volkswagen Polo. Средний ценовой сегмент на базовые автомобили установился на уровне 7–10 рублей за минуту, при таком раскладе 30-минутная поездка от дома до работы с утра обходится приблизительно в 300 рублей, что существенно дешевле поездки на такси. При этом сами операторы зачастую организуют всевозможные акции, назначают «счастливые часы» со скидками или просто устанавливают динамические тарифы, чтобы у пользователей сервиса появилась возможность за те же деньги оценить автомобили классом выше.
Однако, как ни крути, одна и та же поездка утром, днем и вечером вряд ли будет стоить одинаково: утренние тарифы всегда самые дешевые (около 5–7 рублей за минуту), в дневные часы действует базовый тариф, а вот вечером к заторам и пробкам на московских дорогах добавляются еще и повышающие коэффициенты, которые дополнительно поднимают цены в среднем на 1–3 рублей за минуту.
Миф № 2: Каршеринг — это только дешевые корейские седаны
Если не брать в расчет монобрендовые сервисы, то в автопарке каждого уважающего себя оператора присутствуют по меньшей мере десять различных моделей авто. Начиная от компактных двухместных «смартов», на которых очень удобно втискиваться в расщелины между припаркованными городскими атлантами — «крузаков», «пятисотых», «геликов» и других, и заканчивая одноклассниками этих же самых атлантов — почти такими же комфортабельными, но неповоротливыми седанами Jaguar XE, KIA Stinger или Hyundai Genesis G70.
Если пользователь уже преодолел психологический барьер соотношения возраст/стаж, равный 30/10, а его манеру водить, пусть и с натяжкой, можно охарактеризовать словами «аккуратный», «бережный», «спокойный», то для него открыты двери практически всех без исключения каршеринговых компаний с их широчайшим набором всех возможных моделей и марок. Здесь есть и Mercedes E-класса (причем в нескольких комплектациях), и городские полноприводные кроссоверы Nissan X-Trail и их переднеприводные младшие собратья Nissan Qashqai, новенькие Mercedes GLC- и GLA-класс, полноприводные «трешки» и «пятерки» BMW в неплохой комплектации. Есть даже ультрасовременная новинка от баварцев — нестандартный SAV (Sport Activity Vehicle) BMW X2. С недавних пор столичный каршеринг обзавелся полсотней фургонов Citroen Jumpy.
По запросу у одного из операторов можно взять покататься даже новенькую Ferrari Pista или спортивную купешку попроще — Audi TT. Доступен и британский внедорожник Land Rover Discovery Sport. В общей сложности на всю Москву и Подмосковье автопарк каршеринга располагает порядка 60 моделями автомобилей.
Куда ездить?
Пользоваться автомобилями каршеринга можно не только внутри МКАД, но и в пределах всей Московской области. Как правило, с территорией использования сервиса можно ознакомиться в приложении оператора. Кроме того, у некоторых каршерингов разрешен выезд за пределы Подмосковья, так что на их авто можно отправиться на выходные в соседнюю область или же просто разрешенная зона представляет собой окружность радиусом в 250 км от МКАД. Часть операторов в индивидуальном порядке допускает возможность согласования поездок и на более дальние расстояния.
Но чтобы завершить аренду, автомобиль придется все-таки пригнать поближе к Москве — до ближайшего «зеленого островка», где по правилам данного конкретного каршеринга аренду можно будет беспрепятственно завершить.
Естественно, в случае форс-мажора автомобиль можно «бросить» и на полпути к столице, однако будьте готовы к тому, что компания выставит вам штраф за завершение аренды вне пределов разрешенной зоны использования сервиса. У большинства операторов он составляет около 5–10 тыс. рублей. Точный размер всегда можно уточнить в правилах пользования сервисом или договоре.
Километраж и перепробег
Для тех, кому необходимо много и интенсивно перемещаться по городу в течение дня или возникла необходимость поехать за город, операторы предусмотрели суточные тарифы (от 2,5 до 5 тыс. рублей за 24 часа) и пакетные предложения на 3, 6 и 12 часов. В таком случае стоимость минуты аренды выходит значительно ниже, но надо следить за пробегом.
Вообще, перед любой дальней поездкой не лишним будет прикинуть приблизительный километраж. Во-первых, чтобы рассчитать запас топлива в баке, а во-вторых сделать это необходимо еще и потому, что с целью минимизировать собственные издержки перед лизингодателями большинство сервисов каршеринга ввели лимиты на включенный пробег. В зависимости от оператора суточное ограничение варьируется от 70 км до 150 км, и только у YouDrive за счет более высокой цены на 24-часовой тариф такие ограничения отсутствуют.
Что не стоит делать за рулем каршеринга?
Любой активный пользователь каршеринга знает, что не так страшен штраф с камеры за нарушение ПДД, как штраф, выставленный оператором за нарушение правил пользования сервисом. Все они строго оговорены в договорах присоединения, который подписывает клиент сервиса во время регистрации. В частности, в автомобилях каршеринга нельзя курить, мусорить, употреблять алкоголь, также запрещено сажать за руль других людей или использовать машину в качестве такси, вносить изменения в конструкцию авто, участвовать в гонках и дрифтить. Также не рекомендуется завершать аренду и в некоторых случаях парковать машину на закрытых территориях и подземных паркингах. Размер штрафа может колебаться от 2 до 100 тыс. рублей.
Отследить подобные нарушения помогают установленные в салоне камеры видеонаблюдения, системы телеметрии, жалобы других пользователей. Нередко операторы также прибегают к практике «премирования», начисляя бонусные баллы, которые потом можно использовать для оплаты поездок, за фото и видео нарушителей в режиме реального времени. Как правило, наказание настигает недобросовестного пользователя еще до завершения аренды, опустошая его банковский счет на определенную сумму.
Штрафы за административные правонарушения также списывают с привязанной к аккаунту банковской карты, однако происходит это не молниеносно — на администрирование постановления оператор тратит некоторое время и зачастую взимает комиссию. Кроме того, стоит лично перепроверить информацию по выставленному штрафу ГИБДД, ведь от ошибок никто не застрахован.
Кроме того, следует внимательнее подходить к вопросам парковки: внимательно следить за знаками и соблюдать указания дорожной разметки, ведь пользователь любого каршеринга несет ответственность за эвакуацию автомобиля, даже если она была произведена уже после завершения аренды.
Обычно виновнику дешевле и проще забрать автомобиль со штрафстоянки самостоятельно, хоть это и потребует довольно много времени, но поможет избежать штрафа, который положен по правилам практически всех компаний. Как правило, оператор отводит на вызволение своей машины от 12 до 24 часов. За это время пользователю следует приехать в офис компании, чтобы взять доверенность, собрать необходимый пакет документов, уплатить штраф и приехать на спецстоянку, где стоит автомобиль. В противном случае виновник принудительной эвакуации каршерингового авто рискует получить от оператора штраф в размере 7–10 тыс. рублей, а также будет вынужден компенсировать компании упущенную выгоду или, проще говоря, простой транспортного средства.
А если вдруг ДТП?
Все автомобили московского каршеринга застрахованы по программе ОСАГО. Можно также дополнительно застраховать жизнь и здоровье или подключить КАСКО. У большинства компаний эти опции включаются в настройках отдельно или входят в стоимость тарифа, хотя также есть операторы, которые автоматически расширяют страховой потенциал по достижении определенного рейтинга.
Как правило, сумма ущерба бывает двух видов: фиксированная и плавающая. В первом случае, вне зависимости от нанесенного имуществу каршеринговой компании урона, клиент сервиса выплачивает определенную сумму и на этом вопрос закрывается. Во втором — размер выплаты состоит из некой фиксированной величины X (она оплачивается пользователем, если ущерб не превышает некую сумму Y) и процента от суммы ущерба. Если же последствия ДТП оценены в пределах этой самой суммы Y, то пользователь выплачивает только ее. В зависимости от оператора и класса авто франшиза (сумма Y) может составлять от 25 тыс. до 100 тыс. рублей. Единственный способ в случае ДТП ничего не платить — подключить дополнительную страховку или КАСКО. Такой вариант очень рекомендуется для неуверенных или неопытных водителей, несмотря на повышенный размер регулярного тарифа, в случае чего никто никому ничего не будет должен.
Устали от каршеринга?
Просто «снести» со смартфона приложение сервиса будет недостаточно. У вас по факту доступа к автомобилям каршеринга не останется, а вот оператор продолжит распоряжаться вашими персональными данными на основании соглашения, подписаннного при регистрации.
Практически ни у одного оператора в приложении нет кнопки «Удалить аккаунт», которая бы заметно облегчила судьбу пользователя. Поэтому, если вы и правда решили прекратить договорные отношения с тем или иным сервисом, придется написать официальное письмо, в котором надо коротко и ясно обозначить свое намерение. Фразы «Я хочу удалить свой аккаунт в вашем сервисе и отозвать согласие на обработку персональных данных» будет достаточно. Обычно в ответ оператор либо присылает документ с необходимым форматом заявления, либо называет срок, в течение которого аккаунт еще будет активен, а по истечении срока удален навсегда. Можно также воспользоваться альтернативными способами связи: позвонить в техподдержку или написать операторам сервиса в один из мессенджеров, где обязательно подскажут, что нужно сделать.
Pro и Contra
Чтобы подвести проведенному эксперименту итог, попробуем назвать достоинства и недостатки пользования каршерингом как альтернативе личного автомобиля.
Среди очевидных преимуществ — отсутствие необходимости обслуживать автомобиль, заправлять и мыть, а также платить за страховку и парковку. Также каршеринг получается весьма экономичным и стоит дешевле такси, если пользоваться им, чтобы доехать из точки А в точку В. Ввиду большого числа операторов и размеров автопарка, машину практически всегда можно найти в шаговой доступности от своего местоположения. Правда, может быть, придется немного пройтись, но пешая 15-минутная прогулка пойдет лишь во благо и исключительно на здоровье. Кроме того, поездки на различных моделях автомобилей станут отличным подспорьем для совершенствования водительских навыков, да и поведение на дороге водителя каршеринга, который совершает регулярные поездки, становится более дисциплинированным.
Главным минусом можно назвать ограниченность разрешенной зоны использования сервиса: для поездки в другой город или путешествия на автомобиле каршеринг, безусловно, не подходит. Ну и, к сожалению, иногда на улицах Москвы всё же попадаются машины в весьма плачевном состоянии, однако и эта проблема, скорее всего, в ближайшем будущем решится — так как безответственных пользователей с каждым днем становится всё меньше и меньше.