
Затяжка в урегулировании: конституцию Сирии напишут до конца года

Решению о создании сирийского конституционного комитета скоро исполняется год. «Известия» разбирались, какие подвижки в сирийском урегулировании произошли за это время, а также выяснили, что до сих пор мешает запуску механизма по написанию важнейшего для страны документа, где будет заседать избранный комитет и что изменится в арабской республике после его появления.
Палки в колеса
По результатам проведенного в Сочи в начале 2018 года Конгресса сирийского национального диалога было принято решение создать конституционный комитет в количестве 150 человек. 50 человек — от официального Дамаска, 50 — от умеренной оппозиции и еще 50 — от гражданского общества. Первые два списка были представлены еще в сентябре. Сложности возникли с третьим: не все предлагаемые кандидаты устраивали Дамаск, а именно эта группа от гражданского общества имеет решающее значение. Все стороны процесса будут стараться переманить делегатов на свою сторону, чтобы получить численное преимущество.
Дамаск сделал всё необходимое, для того чтобы конституционный комитет начал работу, рассказал «Известиям» зампредседателя комитета народного собрания Сирии по международным делам Аммар аль-Асад.
— Сирия со своей стороны предоставила все имена (в список от правительства. — Известия), а страны, которые выступают за нестабильность и истощение САР, а также за продолжение войны, препятствуют созданию комитета, — заявил парламентарий.
К концу года все стороны конфликта пришли к договоренности по составу третьей группы. Единственным, кто задерживал процесс, оказался уходящий со своего поста спецпредставитель генсека ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Он выразил сомнение в непредвзятости представленных кандидатов для группы от гражданского общества, требуя доработки и пересмотра участников списка.
На ежегодной пресс-конференции президент России Владимир Путин отметил, что представители ООН с подачи некоторых западных стран заняли «выжидательную позицию» в вопросе создания органа, ответственного за будущую конституционную реформу САР.
О подобном отношении Стаффана де Мистуры еще осенью «Известиям» сообщил глава «московской платформы» сирийской оппозиции Кадри Джамиль. Сирийский политик рассказал, что представитель ООН взял на себя ответственность за составление третьего списка.
— Гражданского общества как организации нет, чтобы она выставила свои кандидатуры. Поэтому Де Мистура взял на себя обязанность самостоятельно выбрать кандидатов от гражданского общества для конституционной комиссии. Он это сделал, не советуясь ни с кем: ни с оппозицией, ни с правительством, ни с гарантами. Поэтому возникли некоторые временные трудности. Но эти трудности можно преодолеть путем консенсуса между всеми сторонами, — заявил политик.
По мнению экс-дипломата, политолога Вячеслава Матузова данное промедление связано с возможным вмешательством в непосредственный процесс принятия решений.
— Затягивание этого вопроса было на совести Стаффано де Мистуры, который под давлением, судя по всему, США оттягивал создание этого комитета. Под предлогом того, что оппозиционные группировки никак не могли принять условия формирования третьей корзины, — сообщил эксперт. Он отметил, что сам вопрос создания этого органа уже предрешен.
Даже если комитет начнет свою работу в начале года, предсказать, когда сама конституция будет готова, пока невозможно.
— Я думаю, до конца 2019 года они должны управиться и написать конституцию, но точных сроков назвать не может еще никто, — заявил «Известиям» эксперт Российского института стратегических исследований Владимир Фитин.
Ученый также отметил, что желание Де Мистуры разместить комитет в Женеве связано с тем, что он не хочет, чтобы европейская штаб-квартира организации теряла свой статус основного посредника в сирийском урегулировании. Все 150 человек будут заседать именно там, пока не примут окончательный проект конституции.
Кого не позвали
В будущем конституционном комитете не будут представлены все желающие участвовать в определении будущего сирийского государства. Так, ни в один из трех блоков не вошли делегаты от оппозиции, представляющей Демократическую Федерацию северной Сирии (ДФСС контролирует территории восточнее Евфрата. — «Известия»). По мнению главы Ассирийского национального совета и депутата Сирийского демократического совета (непризнанный официальным Дамаском орган исполнительной власти ДФСС) Бассама Саида Исхака, отсутствие делегатов от северо-востока Сирии принижает значимость будущего института.
— Участие представителей территорий восточнее Евфрата в работе конституционного комитета очень важно, так как у администрации этих земель есть свое видение по поводу будущей сирийской конституции исходя из имеющегося опыта управления 1/3 сирийской территории, — заявил «Известиям» политик.
Сейчас на руках у Дамаска более сильные карты и сирийские власти будут менее сговорчивы, считает Вячеслав Матузов.
— Сирийская армия, установив контроль над территориями восточнее Евфрата после ухода оттуда американских войск, фактически берет под контроль всю страну за исключением Идлиба, — отметил эксперт. — В этих условиях Дамаск становится менее заинтересован в проведении политических реформ. А у оппозиции будет меньше шансов выдвигать какие-то предварительные условия. Ситуация на поле боя коренным образом меняется. Исходя из нее и будут протекать все политические процессы.
Одного комитета им мало
После политического урегулирования неизбежно наступает момент, когда стоит задуматься о возрождении разрушенной экономики. Россия уже долгое время пыталась привлечь различные страны к процессу послевоенного восстановления сирийской инфраструктуры. Основным условием, выставляемым в первую очередь европейскими странами, являлось начало политического процесса в стране. Тем не менее финансирование восстановления арабской республики со стороны будет максимально откладываться и даже начало работы конституционного комитета не послужит сигналом для вовлечения Европы в этот процесс.
— Для того чтобы было возможно восстановить страну, сначала необходимо создать солидный политический фундамент. Формирование конституционного комитета является для этого лишь первым шагом, — заявили «Известиям» в посольстве ФРГ в России.
Германия для описания своей позиции предлагает довольно размытую формулировку.
— Мы готовы поддержать восстановление Сирии лишь в том случае, если конфликтующие стороны в Сирии на основании Резолюции 2254 (2015) Совета Безопасности ООН и Женевского коммюнике 2012 года будут стабильно реализовывать полномасштабный, подлинный и предусматривающий участие всех сторон политический переходный процесс, — сообщили в диппредставительстве.
Там отметили, что Федеративная республика не будет участвовать в восстановлении Сирии на ранних этапах.
Президент США Дональд Трамп заявил 19 декабря в своем Twitter, что принял решение вывести войска с территории САР, объявив себя победителем ИГИЛ (организация запрещена в РФ). Срок вывода американских солдат составляет от 60 до 100 дней. Позднее хозяин Белого дома уведомил, что вообще не собирается принимать участие в восстановлении Сирии. Таким образом, Запад возложил на Москву всю ответственность за послевоенную реконструкцию арабской республики. Россия тем не менее неоднократно заявляла, что для скорейшего восстановления страны необходимо участие всего международного сообщества.