Цены попали в сети: ритейл сдерживает продовольственную инфляцию
Торговля играет важнейшую роль в развитии российской экономики. Сейчас эта отрасль формирует 15% внутреннего валового продукта страны и обеспечивает работой 14 млн человек. Об этом на встрече с президентом Владимиром Путиным заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По словам главы ведомства, в 2018 году наметилась тенденция увеличения оборота торговли, при этом треть его объема приходится на сетевой ритейл. Дальнейшему повышению прозрачности розницы будет способствовать совершенствование системы маркировки, считают в Минпромторге. Как рассказал «Известиям» Денис Мантуров, пока обязательную маркировку проходят изделия из меха, однако уже в следующем году среди таких товаров окажется табачная и парфюмерная продукция, постельное белье и изделия из натуральной кожи.
Минпромторг зафиксировал увеличение торгового оборота в России на 2,7%, доложил главе государства Денис Мантуров. Отрасль обеспечивает работой 14 млн человек и формирует 15% ВВП страны, что составляет 10% всех налоговых платежей бюджета, привел данные министр промышленности и торговли.
— Треть объема приходится на сетевой ритейл, — уточнил он.
— Даже чуть больше, наверное, — заметил Владимир Путин.
Министр добавил, что высокая конкуренция и ориентация на потребителя позволяют сдерживать рост продовольственной инфляции, которая сегодня составляет 1,9%. При этом потенциал для развития российской торговли далеко не исчерпан, уточнил Денис Мантуров.
— По обеспечению торговыми площадями на тысячу человек у нас примерно 800 кв. м, в России. Мы уступаем ряду европейских стран практически в два раза, поэтому нам точно есть куда двигаться и куда развиваться, — пояснил глава ведомства.
Правительство уже внесло в Госдуму законопроект о нестационарной и развозной торговле. В результате в ближайшие три года в Минпромторге ожидают поступление в этот сектор порядка 220 млрд рублей частных инвестиций, что позволит создать около 250 тыс. новых рабочих мест.
— И самое главное — это даст возможность сельхозтоваропроизводителям увеличить объемы поставки своей продукции примерно на 4,5 млн т по году, — добавил Денис Мантуров.
В ведомстве рассчитывают на мультипликативный эффект нового закона за счет вовлечения других секторов экономики. Так, например, автопром может получить заказы на производство до 50 тыс. легковых и грузовых автомобилей, уточнил министр.
Торговля уходит в интернет
Отдельно глава Минпромторга остановился на интернет-торговле.
— Это быстроразвивающийся сегмент. В последние несколько лет он растет по 10% в год и в прошлом году уже составил более триллиона рублей. По экспертным данным, за ближайшие четыре года он должен, по сути, утроиться, — доложил президенту министр.
Однако вместе с развитием этого вида торговли и приходят проблемы, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов.
— Главная из них состоит в том, что продавцы на зарубежных интернет-площадках оказались в более привилегированных условиях, чем российские производители и интернет-магазины, — пояснил «Известиям» эксперт.
В результате за последние несколько лет доля иностранных компаний на этом рынке выросла с 8 до 38%, констатировал Артем Соколов.
Выход из серой зоны
Еще одно важное направление работы Минпромторга — повышение качества российской продукции.
— Пример могу привести — произошло снижение фальсификата, контрафакта и нелегальной продукции только в легкой промышленности на 10% за три года, примерно около 375 млрд рублей вышло из серой зоны. Естественно, это дополнительно также налоги, — доложил министр главе государства.
Комментируя в беседе с «Известиями» итоги встречи с президентом, Денис Мантуров привел пример позитивных изменений, произошедших в рыбной отрасли.
— Если в 2016 году первые исследования качества филе трески на полках наших магазинов показали подмену на более дешевый минтай на уровне 37%, то после обсуждения этой проблемы на Госкомиссии по борьбе с нелегальным оборотом продукции и принятия соответствующих мер в 2018 году исследования не выявляют эту проблему вовсе, — рассказал министр.
Повышению качества продукции будет способствовать система маркировки, уверен руководитель Минпромторга. Уже два года в обязательном порядке маркируются товары из меха. В качестве эксперимента маркировка осуществляется в таких категориях, как лекарственные средства, обувь и табак. До 2020 года обязательная маркировка будет по 12 наименованиям, а до 2024 года в планах ведомства — охват практически всех товаров массового спроса, отметил Денис Мантуров.
Соответствующим постановлением правительства уже определен перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2019 году, сообщил «Известиям» министр. В этот список, по словам Дениса Мантурова, вошли табачная продукция, духи и туалетная вода, новые пневматические шины и покрышки, предметы одежды из натуральной или композиционной кожи, ряд трикотажных изделий, обуви и верхней одежды, а также постельное, столовое и кухонное белье.
По мнению преподавателя Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галины Кузнецовой, маркировка товаров — достаточно прогрессивная технология, которая позволяет навести порядок и в налоговой системе, и в статистических данных. Кроме того, маркировка позволяет не «утяжелять» цену продукции, добавила эксперт.