Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
«Купол Донбасса» сорвал атаку ВСУ на жилые дома в Донецке
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В парламенте Эстонии заявили о недопустимости отправки военных на Украину
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

Жизнь как искусство: кумиры обсудили креативность перед камерой

Документальная лента Германа Васке исследует природу творчества
0
Фото: Иноекино
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В прокат выходит картина «Почему мы креативны?» немецкого документалиста Германа Васке. Даже если бы других достоинств у фильма не было, он всё равно был бы интересен как беспрецедентная коллекция интервью с ведущими лидерами мнений XXI века. Несколько десятков спикеров — от Дэвида Линча до Буша-старшего и Михаила Горбачева — репрезентуют кино, музыку, искусство, архитектуру и политику. Более 20 лет автор ездил по всему миру и задавал каждой встречной знаменитости один и тот же вопрос: «Почему вы креативны?» Получившийся проект не только обобщает всё, что они сказали, но и подталкивает к определенным выводам.

Перед нами явно фильм-анкета. Этот жанр был очень популярен в 1960-е годы, но потом целиком ушел на телевидение и в кино встречается редко. Обычно таким картинам отводят скромные места в параллельных секциях престижных кинофестивалей — и «Почему мы креативны?» не исключение: он был показан в Венеции. Зато его выход в России прокатчик сопроводил серией спецпоказов, включая демонстрацию с обсуждением в бизнес-школе «Сколково». В России философские вопросы всегда встречают интерес в отличие от более прагматичной Европы. И когда Васке в своем интеллектуальном путешествии сравнивает себя то с капитаном Ахавом, то с Одиссеем, это нашей интеллигенции более чем понятно.

Нашей стране здесь уделено пусть и небольшое, но принципиальное внимание. Интервью с российскими акционистами уютно расположились где-то между Дэвидом Линчем, Ай Вэйвэем и Мэрилином Мэнсоном — ультрапрогрессивными авторами, стирающими грани между искусством, политикой и жизнью. Все это примеры того, насколько неожиданные способы самовыражения может находить творческая энергия. Неслучайно драматургическим стержнем ленты служат несколько интервью с Дэвидом Боуи и Мариной Абрамович, которые для Васке, вероятно, воплощают саму идею творчества. А ближе к финалу фильма, недалеко от далай-ламы и Буша-старшего, «размещен» Михаил Сергеевич Горбачев как символ политического искусства.

В своем дискурсе Васке движется от очевидных представлений об истоках творчества к совсем уж оригинальным. Все дети креативны от рождения, и надо лишь не растерять этот дар с возрастом, считают одни. Творчество — сублимация сексуального влечения, утверждают другие, — например, Такеши Китано с безумной прической, которой вы никогда у него не видели. Третьи говорят, что творчество — это бунт, революция. И вместе с тем — духовность, почти религия... Среди всех этих концепций вдруг возникают элементы легкого абсурда. Джим Джармуш сравнивает себя с собакой, которая наклоняет голову, когда видит что-то интересное: «чтобы сменить перспективу». Славой Жижек убежден, что система важнее самых смелых творческих откровений и что Кафку лет через сто будут помнить как блестящего юриста, который в свободное время зачем-то писал романы.

Чем дальше, тем сильнее «действуют» на сознание лирического героя картины откровений знаменитостей. Многие из их идей настолько смелы, что «превращаются» в скетчи или небольшие мультфильмы, так что «Почему мы креативны?» — еще и представитель модного направления animadoc. Но для Васке это лишь один из способов превратить фильм в инсталляцию вроде тех коротких видео со знаменитостями, которые когда-то делал Энди Уорхол. Некоторые интервью Васке снимает вверх ногами, в других стоит спиной к собеседнику. Он придумывает кислотные фоны для респондентов, а самого себя выставляет забавным чудаком, о странном проекте которого все уже давно слышали и ждут, когда же он задаст им тот самый вопрос. А главным ответом на него, пожалуй, становится совокупность всех ответов.

 

Читайте также
Прямой эфир