Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле указали на усилия России и США в диалоге друг с другом
Армия
Путин заявил о необходимости учитывать опыт СВО при подготовке военных моряков
Мир
Министр обороны Нидерландов анонсировал выделение €150 млн Украине на ПВО
Армия
Дюмин сообщил о стабильной ситуации и положительной динамике в зоне СВО
Экономика
Порядка 5 млрд рублей предусмотрено для аграриев новых регионов РФ в 2025 году
Здоровье
Аллергиков предупредили об обострениях из-за потепления в Москве
Мир
Каллас заявила об отсутствии гарантий безопасности для Украины со стороны ЕС
Мир
Глава минобороны ФРГ анонсировал поставку новой партии военной помощи Украине
Мир
Защита Гуцул будет добиваться отмены ограничений для нее
Армия
«Купол Донбасса» предотвратил атаку украинского дрона на молокозавод в Горловке
Общество
ЦБ предупредил о схеме похищения денег через ложные инвестиции в цифровой рубль
Армия
ВС РФ поразили предприятия ВПК и инфраструктуру военных аэродромов Украины
Армия
Путин сообщил о строительстве 49 кораблей в ВМФ РФ за последние пять лет
Общество
Решетников предположил рост турпотока по РФ до 48 млн поездок летом 2025 года
Мир
Сийярто исключил вероятность лишения Венгрии права голоса в ЕС
Мир
МИД РФ назвал целью визита Лаврова в Казахстан подготовку двусторонних мероприятий
Общество
Пашу Техника похоронили на Николо-Архангельском кладбище в Москве

Выкатить красное колесо на сцену

Режиссер Борис Морозов — о театральности произведений Александра Солженицына
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В день 100-летия Александра Исаевича Солженицына на сцене Театра Российской армии будет сыгран спектакль по роману-эпопее «Красное колесо». Как инсценировать прозу великого писателя, философа, лауреата Нобелевской премии? Я нашел ответ на этот вопрос, когда понял, что величие Солженицына — в сочетании глубины мысли и простоте ее изложения. Мы познакомились в 1994 году, во время работы над постановкой на сцене Малого театра одной из ранних пьес Александра Исаевича — «Пир победителей».

Участие Солженицына в работе над спектаклем было очень живым. Он встречался с актерами, был на репетициях, смотрел прогоны. 25 января 1995-го, в день премьеры, стоя на знаменитой сцене, Александр Исаевич признался, что это один из счастливейших моментов в его жизни. Придя на следующий спектакль, поделился он воспоминаниями: «В этот день 10 февраля 1945 года меня везли в воронке на Лубянку. И в маленькую щель я вдруг увидел, что мы проезжаем мимо Малого театра. Думал ли я, что спустя 50 лет буду стоять на этой прославленной сцене, где будет сыграна премьера моей пьесы...»

В своих произведениях Солженицын очень театрален. Но ставить их непросто. «Пир победителей» написан в стихах. Александр Исаевич рассказывал, как, будучи в заключении, сочинил пьесу. Записывать на бумагу не мог, так как при первом же досмотре записи бы изъяли. Поэтому все запоминал наизусть. Когда его гнали на работы, сочинял в стихах одну сцену. Возвращаясь в барак, повторял ее и сочинял следующую... Законченный стихотворный текст остался в памяти. Записан на бумагу «Пир победителей» был уже на свободе.

Мы играли этот спектакль и 9 мая 1995 года — в день 50-летия Великой Победы. И после спектакля я предложил артистам, не разгримировываясь, выйти на улицу посмотреть салют. В сквере у Большого театра были и ветераны, и молодежь. Увидев актеров в военной форме того времени, люди стали подходить к ним, общаться, поздравлять с Днем Победы, и возникла атмосфера далекого и одновременно такого близкого дня — 9 мая 1945 года. Две эпохи как-бы соединились.

Спустя 23 года с момента работы над этим спектаклем я решился поставить в Театре Российской армии роман-эпопею «Красное колесо». В романе 10 томов! Вместе с автором инсценировки Ольгой Любимовой мы поняли, что все события эпохального произведения в постановку вместить невозможно. И здесь нам помогла Наталия Дмитриевна Солженицына, предложив взять двухтомник «Красное колесо» — авторскую сокращенную версию романа. Она и легла в основу будущего спектакля.

Конечно, мы рисковали, ставя серьезную литературу и желая пробиться к душе зрителя. Нужно было найти внутреннюю сопричастность каждого актера к показанной истории, ее героям — Николаю II, Ленину, Столыпину, Крупской... Если артист не «пробился» к своему персонажу — значит, получится обычное литературное чтение. А зачем тогда зрителю приходить в театр? Почитать роман можно и дома.

Работая над постановкой «Красного колеса», мы старались доносить глубину авторского слова. Надо было сделать его живым. Что совсем непросто. Помогло то, что автор заложил в литературной основе потенциал театрального зрелища. И мастерство художника театра Анастасии Глебовой помогло его реализовать.

Чего стоит сцена убийства Столыпина, ведь Богров стрелял в него в театре, когда шла опера «Сказка о царе Салтане». Отталкиваясь от театральности слова Солженицына, выстраивается и сценография. Зрители, пришедшие на «Красное колесо», располагаются прямо на сцене театра. Они сидят на Большом круге, а действие разворачивается на Малом. Когда открывается занавес, декорациями становится весь огромный зрительный зал Большой сцены Театра Российской армии, где мы видим в ложе Николая II.

Взгляд в историю помогает остро чувствовать современность. И понимать, какой выбор нужно сделать сегодня. Когда говорят, что один человек ничего не решает, это заблуждение. Каждый делает свой выбор, и из этих частных решений возникает выбор исторический. Сохранилась ли энергия «Красного колеса», крутится ли оно сегодня? Тоже зависит от нас. Ни спектакль, ни книга, вероятно, не дают ответа. Но художественное произведение и не должно давать рецептов. Его задача — побудить зрителя к размышлению... Солженицын стремился к этому всю жизнь. Инсценируя его труды, стремимся к этому и мы.

Автор — народный артист России, главный режиссер Театра Российской армии

Мнение автора может не совпадать  с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир