Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Общество
Синоптик спрогнозировал сильные дожди в Москве 1 мая

Перспектива красоты: выставка Пьеро делла Франческа исследует гармонию

В Санкт-Петербурге собрали работы гения раннего Возрождения
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Эрмитаже открылась одна из главных выставок года — «Пьеро делла Франческа. Монарх живописи». Это первая в России экспозиция великого художника раннего Возрождения, работ которого в наших собраниях нет вовсе. Из разных мировых музеев в Санкт-Петербург приехали 10 произведений искусства и несколько редких манускриптов.

Несмотря на скромное количество экспонатов, разместившихся в одном зале Зимнего дворца — Пикетном, масштаб события сложно переоценить: произведения Пьеро делла Франческа, во-первых, немногочисленны, а во-вторых, рассредоточены по миру. Причем некоторые ключевые вещи хранятся в небольших итальянских городах, куда туристы добираются нечасто — например, в Сансеполькро, откуда на выставку прибыли две переведенные на дерево фрески.

Поэтому уже за саму возможность увидеть эти шедевры в одном пространстве надо сказать спасибо Эрмитажу и поддержавшему проект банку Intesa Sanpaolo. Но экспозиция интересна не только работами как таковыми, но и общей репрезентативностью: здесь есть и светские портреты, и образы святых, и фрески, и алтарные произведения, и, наконец, рукописи гения.

Пьеро делла Франческа — один из ведущих итальянских живописцев XV века. Его стиль и находки повлияли на мастеров следующих поколений — в частности, на Рафаэля. Но, как и полагается ренессансному гению, помимо искусства, делла Франческа увлекался и наукой — его перу принадлежат несколько трактатов, которые ценились современниками не меньше, чем его художественное творчество. Уместно провести параллель с Леонардо да Винчи, также уделявшим немало времени теоретическим изысканиям.

Главным научным трудом Пьеро делла Франческа стал «Трактат о перспективе» (ок. 1472-1481), где он впервые теоретически обосновал базовые принципы реалистического изображения. Посетители выставки могут увидеть манускрипт, раскрытый на странице с чертежами человеческих голов. А по соседству с витриной, где хранится книга, размещено блестящее практическое воплощение этих идей: навершие алтаря святого Антония со сценой Благовещения.

На первом плане здесь — фигуры коленопреклоненного ангела и Девы Марии, а за ними — уходящая вдаль колоннада. Образованный ей путь приводит к полукруглому оконному проему, в котором видны небеса. Все это сообщает относительно небольшому изображению, к тому же ограниченному сложной фигурной формой (картину требовалось вписать в архитектуру церкви), невероятный объем, воздушность, ощущение глубины пространства.

В противоположном конце Пикетного зала расположены еще три алтарных образа: ростовые портреты святых Августина, Михаила и Николая Толентинского. Делла Франческа создал четыре створки для монастыря Борго-Сансеполькро. Сегодня они принадлежат разным странам. В Эрмитаже удалось собрать все части полиптиха, кроме одной. Из них наиболее интересна центральная, с Августином: на его одеянии изображены миниатюрные евангельские сюжеты, рассматривать которые — отдельное удовольствие. По сути получается что-то вроде иконы с житийными клеймами, только в реалистических условиях.

Светское искусство Пьеро делла Франческа представлено портретами главы Римини Сиджизмондо Пандольфо Малатеста и мальчика Гвидобальдо да Монтефельтро, в будущем властителя Урбино и заказчика Рафаэля. В обоих случаях художник изображает сиятельных моделей строго в профиль, как на монетах и медалях, и это сообщает образам некоторую архаичность — у титанов высокого Возрождения такого не встретишь. Вместе с тем здесь уже есть психологическая точность, а главное — внутренняя гармония.

Эта гармоничность, свет характерны и для выставки в целом. Потому особенно удачным кажется архитектурно-дизайнерское решение сделать все экспозиционное пространство белоснежным. Лучшего «аккомпанемента» для небесного сияния искусства Пьеро делла Франческа не найти.

 

Читайте также
Прямой эфир