Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Хуситы заявили о первой атаке на авианосец США Carl Vinson
Мир
ЕС отложил принятие ограничительных мер против американских IT-корпораций
Экономика
Обороты малого и среднего бизнеса в России выросли на 18% в 2024 году
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Происшествия
ВСУ атаковали здание администрации Новокаховского округа Херсонской области
Общество
Яхтенный поход «Россия на Балтике» пройдет летом 2025 года
Мир
В СМИ сообщили детали предложенного США союзникам плана по урегулированию на Украине
Армия
В ДНР сотрудники Росгвардии обнаружили схрон ВСУ с иностранными боеприпасами
Мир
Сын Куклачева счел новые санкции Украины проявлением страха Киева
Спорт
Россиянин Карен Хачанов вышел в полуфинал теннисного турнира в Барселоне
Происшествия
Силы ПВО сбили два беспилотника в Курской области
Мир
Шор назвал задержание архиепископа Маркелла трусливым поступком Кишинева
Мир
СМИ сообщили о запрете Трампу продолжать политику ускоренных депортаций
Мир
Более 40 палестинцев погибли за день в результате ударов по Газе
Общество
Константин Цзю назвал Овечкина главным спортсменом мира
Общество
Ямпольская возглавила Совет по формированию нового российского стиля
Мир
Трамп не исключил выхода США из переговорного процесса по Украине

Приберечь энтузиазм

Глава РАО Юрий Зинченко — о том, как справиться с эмоциональным выгоранием педагогов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В современном мире всё более явным становится пробел между зрелым «аналоговым» и юным «цифровым» поколениями. Яркий пример — учителя и ученики. Последний громкий случай произошел в Комсомольске-на-Амуре, где на прошлой неделе, судя по распространенному в Сети видео, педагог с 24-летним стажем избила школьника. При этом, как рассказывали журналистам одноклассники мальчика, он сам также поднимал руку на учителей и провоцировал взрослых.

Представители многих профессий, в которых основной деятельностью является взаимодействие с другими людьми, наработав приличный стаж, часто сталкиваются с эмоциональным выгоранием и профессиональной деформацией. Сначала может появиться апатия и безразличие к профессии, а потом и агрессивность по отношению к окружающим.

Важно знать, что выгорание начинается с энтузиазма. Когда мы начинаем брать на себя чрезмерное количество задач, чувствуем, что есть силы покорить мир. В ситуации с педагогами к излишнему энтузиазму добавляется ощущение повышенной ответственности и социальной значимости работы. Руководство школы и родители воспринимают увлеченного своим делом учителя как находку. Такому педагогу и ребенка доверить не страшно, и поручить можно многое, зная, что он точно ответственно подойдет к решению всех задач.

Однако с психологической точки зрения мы имеем дело с профессионалом, у которого внутренний эмоциональный ресурс закончится гораздо раньше, чем у тех, кто более размеренно и адекватно распределяет силы, оставляя место семье, друзьям, интересам. Но ни сам учитель, ни его профессиональное окружение даже не задумываются о последствиях чрезмерной эмоциональной включенности в работу. И тогда спустя несколько лет мы можем совершенно неожиданно столкнуться с неадекватным проявлением жестокости, агрессии и депрессивности со стороны педагога, который казался всем таким безобидным, профессиональным и удобным.

Еще один симптом выгорания — циничное отношение к окружающим. Когда педагог начинает испытывать безразличие к учащимся и к своему делу в целом, то и значимость самих людей, для которых он столько лет старался, тоже снижается. Именно после резкого снижения заинтересованности наступает следующая стадия выгорания, на которой мы можем наблюдать эмоциональные реакции. При этом всем вокруг будет казаться, что учитель резко превратился из белого и пушистого в злого и агрессивного, потому что симптомы выгорания и истощения на первых стадиях развития протекают незаметно для окружающих.

Если агрессивная эмоциональная реакция уже произошла, в первую очередь необходимо распознать причины ее проявления. Особенно важно сделать это до того, как на учителя повесят всевозможные ярлыки жестокости и непрофессионализма. Далее в ходе работы с психологом можно определить, каких профессионально важных личностных качеств не хватило педагогу для мирного разрешения конфликтной ситуации. После этого наиболее полезным будет применение тренингов социальной компетентности, в ходе которых человек может развить в себе способности делового общения, разрешения конфликтных ситуаций, тайм-менеджмента. Это поможет предотвратить эмоциональное истощение в будущем.

Что касается профилактики профессиональных деформаций и эмоционального выгорания, то с уверенностью можно сказать, что самым эффективным и наиболее надежным способом является формирование адекватного «образа профессии» на стадии выбора специальности и обучения. Часто кажется, что работа учителя — это исключительно благодарный и не самый тяжелый труд, единственным минусом которого является необходимость проверять вечерами контрольные и домашние задания школьников. Этот крайне идеализированный образ педагога и работы в системе образования часто является причиной раннего истощения и профессиональной деформации. И это не значит, что надо пугать старшеклассников и студентов педагогических вузов тем, что им предстоит крайне тяжелая и неблагодарная работа. В первую очередь речь идет о том, что профессия учителя, как и любая другая специальность, должна быть адекватно и полно представлена как с точки зрения необходимых компетенций, так и с точки зрения психологических особенностей.

Одним из способов формирования такого адекватного образа может быть включение специальных психологических модулей в образовательный и профессиональный стандарты педагога. Хороший учитель — не только хороший предметник, но и тот, кто умеет ориентироваться в ситуации конфликта, низкой мотивации учащихся и так далее. То есть умеет сохранить и свое психическое здоровье, и учеников.

Автор — и.о. президента Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир