Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп сообщил о выдвижении Уолтца на должность постпреда США при ООН
Армия
Средства ПВО за ночь уничтожили более 120 БПЛА ВСУ над регионами России
Мир
СМИ заявили об ожидании США ратификации соглашения по ресурсам в раде за неделю
Происшествия
Силы ПВО сбили семь дронов ВСУ в ходе отражения воздушной атаки на Севастополь
Общество
Московский снегопад побил рекорд 116-летей давности
Мир
Рубио указал на необходимость усилий Европы для урегулирования на Украине
Мир
Вэнс сообщил о продолжении участия Маска в работе DOGE после сокращения
Мир
Reuters сообщило о планах ООН провести реорганизацию на фоне кризиса финансирования
Мир
Трамп предупредил о введении санкций против покупающих нефть у Ирана стран
Мир
В Турции сообщили о повреждении более 4,2 тыс. зданий из-за землетрясения в Стамбуле
Армия
Российские военные восстановили памятник героям ВОВ в ДНР
Мир
Власти Китая заявили об оценке проведения переговоров с США по торговле
Армия
Расчеты самоходных пушек «Гиацинт-С» уничтожили бронетехнику и живую силу ВСУ
Общество
Мещанский суд Москвы возбудил уголовное дело о госизмене в отношении россиянина
Мир
CNN сообщил о нежелании Уиткоффа занимать пост советника Трампа по нацбезопасности
Мир
Американская певица Джилл Собьюл погибла при пожаре в США
Мир
Румыния депортировала корреспондента RT Чей Боуза

«Прелести» Севера

Омбудсмен Татьяна Москалькова — о том, как гражданское общество может решить проблемы жителей труднодоступных регионов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наполеон утверждал, что тайна войны — в коммуникациях. Однако не менее справедливо мнение, гласящее, что именно в них и их доступности — секрет единства и процветания государства. Коммуникации — это быстрая, прямая, а значит, дешевая доставка товаров и развитие туризма, это высокая мобильность населения и возможность освоения отдаленных территорий. Примеров тому немало, и, пожалуй, самый яркий — это сеть автомобильных дорог, хайвеев, которая стала основой развития современной экономики в США.

Еще в большей степени это касается нашей страны, протянувшейся с Запада на Восток почти на 10 тыс. км, причем стоит учесть, что около 76% территории России лежит к востоку от Урала. Эти самые богатые полезными ископаемыми и ресурсами земли, одновременно и самые труднодоступные, особенно, если речь идет о районах Крайнего Севера. Строго говоря, климат этих мест считается в Европе лишь условно пригодным для жизни, но Север — это газ и алмазы, нефть и редкоземельные металлы, уникальные руды и золото. Наконец, это транспортная артерия настоящего и будущего — Северный морской путь. Чтобы всё это добывалось и работало, нужны высококвалифицированные специалисты, которым необходимо не только выдать зарплату, но и создать условия для жизни как их самих, так и их семей.

Для людей, большую часть года занимающихся очень нелегким трудом в условиях экстремальных температур, полярной ночи и других «прелестей» Севера, необходима возможность свободно добраться до «материка» — поехать в отпуск, на лечение, к своим родным и близким. Казалось бы, что в этом сложного? Ведь в регионе действует правило, согласно которому раз в год можно воспользоваться льготным перелетом. Однако постоянно растущая стоимость авиаперевозок не просто сделала весьма проблемной возможность при необходимости слетать на юг или в Европейскую часть России, она, косвенно, стала причиной нарушения конституционного права граждан. Статья 27 основного закона Российской Федерации гласит: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Вроде бы никто не препятствует гражданам в реализации их права провести свой отпуск у теплого моря, но вот расходы на дорогу очень часто это право попросту нивелируют.

Эту несправедливость люди, которые живут нелегким трудом в экстремальных условиях, ощущают особенно остро, в чем я убедилась на личном приеме граждан в Нарьян-Маре. Едва ли не каждый просил что-то сделать с ценами на авиабилеты, ведь на их покупку перестало хватать даже немаленьких окладов с северными коэффициентами… Просили от себя, просили от имени общественных организаций, особенно общественного объединения по работе с многодетными семьями, которых, к слову сказать, в округе очень много. Эта тема была лейтмотивом и в беседах с губернатором Ненецкого автономного округа Александром Цыбульским, и уполномоченным по правам человека Ларисой Свиридовой. Действовать решили совместно.

Конечно, ни губернатор, ни омбудсмены не имеют права диктовать ценовую политику авиаперевозчикам, но вот обратиться в Министерство транспорта с просьбой рассмотреть вопрос о субсидировании воздушных перевозок из Нарьян-Мара в Москву, Санкт-Петербург и Архангельск могут вполне, что мы и сделали.

Мы понимали, что простых решений этой проблемы не существует: во-первых, откуда взять деньги? Во-вторых, пассажиропоток на этих маршрутах не так уж велик — просто в силу небольшой численности населения округа, невелика и рентабельность авиаперевозок. Нужно было найти некий баланс возможностей и интересов. На это ушло почти полгода.

К чести Минтранса могу сказать: нас услышали и, главное, захотели помочь. Маршрут Нарьян-Мар–Москва теперь включен в перечень субсидируемых. В этом году с 1 марта по 1 декабря этой льготой могут воспользоваться пенсионеры, молодые люди в возрасте до 23 лет, инвалиды 1 группы и сопровождающие их лица, а так же те, кто сопровождает детей-инвалидов и инвалидов детства. Всего до 1 октября по этой льготной программе было продано 4274 билета и еще более 7,5 тыс. будет предположительно продано.

Возможным признано и субсидирование воздушных перевозок по маршрутам Нарьян-Мар–Санкт-Петербург и Нарьян-Мар–Архангельск. К сожалению, авиаперевозчики пока не подали заявления в отношении этих маршрутов в комиссию Министерства транспорта Российской Федерации. Очень надеюсь, что в ближайшее время они всё же сделают это.

Особо хочу отметить, что благодаря внимательному отношению к проблеме со стороны министра транспорта Евгения Дитриха и членов комиссии Нарьян-Мар был включен в перечень удаленных и труднодоступных регионов страны, перевозки в которые субсидируются в первоочередном порядке.

Часто приходится слышать фразу, которую я очень не люблю: «Что мы можем? От нас же ничего не зависит». Зависит. Наша судьба, жизнь и благополучие наших родных и близких и, в конечном итоге, благополучие всей нашей страны. Когда все заинтересованные силы: граждане, общественные организации органы власти и правозащитники совместно и скоординированно берутся за решение проблемы, оно находится. Это и есть то, что называется «современным гражданским обществом» или, перефразируя Генри Форда: «Мы этого хотим. Значит, это будет». И — никак иначе.

Автор — уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир