Оказался на мели: как ВМС Норвегии потеряли ракетный фрегат
В ночь с 7 на 8 ноября 2018 года норвежский Королевский флот потерял один из самых современных своих кораблей — ракетный фрегат «Хельге Ингстад» типа «Фритьоф Нансен». Возвращавшийся с учений Trident Juncture'18 корабль столкнулся с танкером, после чего был посажен на мель и лег на грунт. «Известия» разбирают обстоятельства происшествия.
Что произошло?
5,3-тысячетонный фрегат «Хельге Ингстад», уже завершивший свое пребывание на учениях НАТО, возвращался в базу Хаконсверн. Точные параметры хода корабля в момент столкновения не сообщались. Около 3:00 UTC (четыре утра по местному времени, шесть по Москве) 112-тысячетонный танкер Sola TS с помощью буксиров покинул нефтяной терминал Стуре и направился на север, к выходу из Хельтефьорда.
Столкновение произошло несколькими минутами спустя. Его детальную картину еще предстоит изучить. По некоторым данным, в момент столкновения фрегат пересекал курс танкера, шедшего со скоростью чуть более семи узлов, и первый удар получил бульбом (подводным выступом в носовой части) в правый борт также в носовой части корпуса. Продолжая отворачивать, фрегат получил повреждения надводного борта в кормовой части.
Следствием столкновения стало поступление в корпус фрегата значительных объемов воды, и командир «Хельге Ингстад» принял решение посадить корабль на мель, чтобы избежать потопления. Эта операция была проделана с помощью находившихся поблизости буксиров, обеспечивающих работу нефтяного терминала.
Сев на грунт у острова Альвой, корабль перестал тонуть, однако продолжил крениться на правый борт. В 06:30 командир корабля отдал приказ об эвакуации экипажа. Буксиры сняли с фрегата 137 моряков. В результате аварии никто не погиб, восемь человек получили легкие травмы, двоих из них отправили в больницу, оказав остальным медицинскую помощь на месте.
Танкер в результате аварии существенных повреждений не получил, никто из 25 членов его экипажа также не пострадал, что вполне объяснимо, учитывая разницу в весовой категории участников.
После посадки на мель фрегат начал крениться на правый борт и через некоторое время лег на грунт всем бортом.
Что дальше?
Состояние корабля не внушает оптимизма: скорее всего, выйти в море он уже не сможет. По мнению офицеров ВМФ РФ, беседовавших с автором в процессе подготовки материала, подобная посадка на каменистый грунт неизбежно приведет к серьезным повреждениям корпуса, включая силовой набор, помимо тех, что уже получены при ударе. Ремонт подобных повреждений нерентабелен.
«Удар, судя по всему, «вскрыл» как минимум две смежных зоны живучести, и, видимо, на борьбу со столь масштабным затоплением корабль не рассчитан», — высказал мнение один из собеседников редакции.
Что было раньше?
Это не первый инцидент такого рода, произошедший в обозримом прошлом. Военные корабли регулярно становятся участниками аварий, оправдывая старинную морскую пословицу: «бойся в море рыбака и военного моряка».
17 июня 2017 года у побережья Японии произошло столкновение американского эсминца «Фицджеральд» с контейнеровозом ACX Crystal на подходе к Токийскому заливу.
Столкновение произошло в 1:30 по японскому стандартному времени (+6 к Москве, +9 к Гринвичу). Контейнеровоз ударил эсминец в правый борт в районе носовой надстройки, тяжело повредив корпус и надстройки корабля. В аварии погибли семь членов экипажа «Фицджеральда», еще трое, включая командира, были ранены. На ACX Crystal обошлось без пострадавших и заметных повреждений.
21 августа список инцидентов пополнил эсминец ВМС США «Джон С. Маккейн», столкнувшийся с танкером Alnic MC в Сингапурском проливе.
Корабли столкнулись в 5:24 по времени Сингапура (+5 к Москве, +8 к Гринвичу). Удар пришелся в левый борт эсминца в районе пусковых установок противокорабельных ракет «Гарпун», вызвав обширное затопление в кормовой части корабля. Жертвами аварии стали десять человек из состава экипажа эсминца, еще пятеро получили ранения. Танкер обошелся без потерь и заметных повреждений.
«Известия» разбирали оба инцидента. В обоих случаях причинами аварии стали сложные навигационные условия (темное время суток, интенсивное судоходство вблизи крупного порта) и грубые нарушения правил правил кораблевождения со стороны боевых кораблей.
Причины инцидента с норвежским фрегатом, а также степень вины обоих участников еще предстоит установить, однако базовые черты очень схожи: темное время суток, район интенсивного судоходства, «второй стороной» выступает крупное торговое судно, следующее своим курсом в рамках правил.
Наиболее интересными в этих условиях становятся следующие вопросы:
— Что стало причиной пересечения курсов «Хельге Ингстад» и танкера Sola TS?
— Несли ли оба корабля положенный набор ходовых огней?
— В каком составе была вахта на мостике «Хельге Ингстад» и был ли включен навигационный радар?
Очевидно, на эти вопросы предстоит отвечать норвежскому следствию. Для ВМФ России они, впрочем, тоже интересны. Напомним, весной 2017 года близ входа в пролив Босфор в результате столкновения с гражданским судном был потерян российский разведывательный корабль «Лиман».