Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о захвате трофейного оружия НАТО при освобождении Горналя
Мир
Песков отметил невозможность РФ не отреагировать на возрождение нацизма на Украине
Общество
В ХМАО задержали трех готовивших покушение на участника СВО украинских агентов
Армия
Операторы Южной группировки войск уничтожили пикап и квадроцикл ВСУ в ДНР
Наука и техника
Россия сможет оказаться первой на Северном полюсе Луны
Экономика
В Роскомнадзоре прокомментировали варианты регулирования компьютерных игр
Общество
Около 30 студентов-медиков в Петербурге привлечены к допросу по делу о взятках
Армия
Системы ПВО за ночь сбили 34 дрона ВСУ над регионами России
Мир
Небензя отметил важность заслуг папы римского Франциска для России и мира
Происшествия
Пассажирский самолет совершил экстренную посадку в аэропорту Внуково
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии настроя Киева на прекращение огня
Мир
Ким Чен Ын посетил коллектив строителей нового эсминца «Чвэ Хён»
Политика
Матвиенко назвала запрет символов победы отказом ФРГ от признания итогов ВОВ
Мир
Мишустин назвал строительство моста между РФ и КНДР знаковым этапом для сотрудничества
Армия
В Днепровской флотилии появились подразделения БПЛА
Мир
Трамп заявил о намерении добиться свободного прохода через Суэцкий канал
Мир
Сыгравшая в «Кошмаре на улице Вязов» Пойнтер умерла на 101-м году жизни

«Для детей нельзя писать примитивно»

Режиссер Георгий Исаакян — о формировании нового музыкального языка, засилье низовой культуры и Деде Мазае с гармошкой
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Серебряков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Художественный руководитель Детского музыкального театра им. Н.И. Сац Георгий Исаакян отмечает 50-летие. В этом сезоне режиссер представил главную премьеру — новую постановку оперы «Орфей» Клаудио Монтеверди. Впереди у коллектива — первая крупная реставрация здания. О том, как дальше будет развиваться театр, юбиляр рассказал «Известиям».

Четыре дороги

— Какой подарок театр сделал вам на юбилей?

— Мы договорились, что не будем устраивать нелепых торжеств. Лучший подарок мне от театра и театру от меня — премьера «Орфея» Монтеверди. У каждого оперного режиссера, наверное, своя мотивация к работе. Моя мотивация: есть музыка, которая сводит меня с ума своим совершенством. И хочется, чтобы я не один ей наслаждался, а делился своим восторгом с людьми. Пусть они тоже влюбятся в эту музыку и уйдут из театра уже другими. Это и есть настоящий праздник.

— В юбилеи принято подводить итоги...

— Удалось найти пути развития нашего театра. Последние несколько сезонов мы интенсивно экспериментировали в разных направлениях. У нас любят говорить про сохранение традиции, однако проблема в том, что на территории искусства и культуры автоматическое сохранение традиций как продление жизни невозможно.

Театр Наталии Сац возник в определенную эпоху — сейчас мы ее называем брежневской — и в особой структуре общества. В других социально-экономических реалиях ему надо обрести свое неповторимое место. Мы пытались это сделать, и, мне кажется, нам удалось. Четыре больших проекта этого сезона — четыре дороги, по которым мы следуем одновременно. Первая — старинная музыка. Еще несколько лет назад «Орфей» был неочевидным выбором для детского театра. Но я уже несколько десятилетий занимаюсь доклассической эпохой, и мне важно, чтобы эта музыка звучала у нас. Мы фактически формируем новую публику в России, потому что во всем мире барочная опера — один из больших трендов.

— Это совсем не детская музыка.

— Конечно. Но это только одно из направлений. Второй путь — классическое произведение в переосмысленной форме, ориентированной на юных зрителей. Эту линию представляет следующая премьера сезона «Спящая красавица». В оригинале балет Чайковского длится четыре часа, и мы не можем в условиях нашего театра сохранить каждый такт музыки Петра Ильича и каждую мизансцену Мариуса Ивановича Петипа. Но можем предложить новую трактовку, понятную и детям, и взрослым.

На огромной сцене будет старинный версальский театр в виде табакерки, в которой рождается классический балет. Это отсылка к французской культуре, к эпохе зарождения классического танца, и в то же время попытка просвещения, приобщения школьников и юношества к классике.

Третье направление — работа с современными композиторами и мировые премьеры на нашей сцене. Мы дали заказ молодому композитору, выпускнику Московской консерватории Игорю Холопову. Получилось произведение по басням Крылова — «Звероопера».

Наконец, заключительный большой проект этого сезона — два одноактных балета на музыку Стравинского и Прокофьева: «Свадебка» и «Шут, семерых шутов перешутивший». Постановщики — Патрик де Бан, бывший премьер труппы Мориса Бежара, и Кирилл Симонов. Здесь задача в том, чтобы представить на нашей сцене серьезное искусство XX века для детей.

Между новым языком и шансоном

— Вы привлекаете современных композиторов. В чем здесь преимущество по сравнению с использованием уже известных произведений?

— Каждое время должно создавать свой художественный язык. Во времена Баха все слушали музыку, которую написал Бах и его современники, во времена Моцарта — аналогично. Чайковский был главным композитором последней четверти XIX века. Никто не говорил: «Ну, это слишком сложно, не будем это слушать». Поначалу, конечно, ныли, но потом смирялись и принимали.

Однако начиная с 1910-х годов понятие «новая музыка» стало чуть ли не ругательством. И уже сто лет мы не можем это преодолеть. У нас до сих пор Прокофьев и Стравинский считаются авангардом. Никогда еще авангард не был столь выдержанным (смеется). Мы работаем с современными композиторами именно потому, что хотим создавать сегодняшний музыкальный язык.

— Как вы оцениваете уровень молодых композиторов? Вам наверняка присылают немало партитур.

— Вот за этой дверью спрятан огромный шкаф. Там лежат партитуры современных композиторов. Не хочу обижать коллег и выглядеть брюзгой, но назову три главные проблемы. Первая — упрощение. Популярная и ложная точка зрения, что для детей надо писать убого, примитивно. Эстетику многих произведений, которые в этом шкафу отлеживаются, можно определить как «уроки музыки в детском саду».

Вторая проблема — обращение к низовой культуре. Не поверите, но там много блатного шансона в духе «Собака лаяла на дядю фраера». И третий бич — абсолютное пренебрежение к авторским правам. Мне прислали штук 12 версий «Маленького принца» абсолютно во всех жанрах. И каждый раз я задавал один и тот же вопрос: «Вы урегулировали проблему с авторскими правами?», после чего наступала глубокая пауза.

— В чем причина засилья шансона и упрощения языка?

— Эта травма 1990-х, когда криминальная культура стала доминирующей. Главные новости были — какого авторитета вчера грохнули и в каком ресторане. Как человек, живший в эти годы на Урале, я хорошо это помню. Открываешь газету и думаешь: «Так, к этому уже не пойдешь за деньгами на спектакль — убили. И этому не бывать спонсором...»

Для меня главная проблема российского мюзикла в том, что он корнями уходит в шансон. Открывается занавес, и кто бы ни возник на сцене — дворяне, интеллигенты, английские монархи, аристократы императорского двора — все поют блатняк.

Композиторы, напуганные 1990-ми, поняли, что рынок пришел навсегда и надо делать то, что продается с лотка. Отсюда пошло упрощение языка. Мне говорят: «А что выпендривается Театр Сац, почему они говорят на таком сложном языке? Почему ставят Мартынова и Монтеверди, а не Пупкина с куплетами под гармошку?»

У меня встречный вопрос: зачем для Пупкина содержать огромный академический театр с симфоническим оркестром в 100 человек? Для куплетов под гармошку они не нужны. С точки зрения рыночной экономики гораздо эффективнее, если каждый вечер на сцену будет выходить Дед Мазай с гармошкой — государству не придется тратить столько денег.

Надежда на обновление

— В следующем году у вас планируется большая реконструкция. Что именно будете переделывать?

— Большая часть средств, которые планируется выделить, пойдет на сценическое оборудование. Наш театр открыт в 1979 году. Тогда здесь всё было самым крутым и передовым. Наталия Ильинична Сац постаралась. В частности, впервые была смонтирована система видеотрансляции спектаклей. Впервые была опробована система подъемно-опускной оркестровой ямы, бегущих дорожек, накатного круга...

Но с тех пор прошло 40 лет, и все театральные технологии убежали далеко вперед. Уже никто руками прожекторы не поправляет. А у нас до сих пор на сцене используются кнопочки, чтобы управлять занавесом. С грохотом включается мотор, занавес начинает трястись, опускаться и — швах об пол! Потому что нет системы маркировки. В общем, всё, что касается театральных технологий, требует замены, и речь идет о дорогом оборудовании.

Я уж не говорю о том, что, с момента открытия здания кресла в зрительном зале не менялись, не обновлялись покрытие пола и стен, акустика, инженерные коммуникации... Всем этим мы хотим заняться. Очень надеюсь, что мы не будем надолго закрываться и сумеем компактно провести эти работы.

Три товарища

— Традиционный вопрос о творческих планах. У вас есть замысел, не связанный с Театром Наталии Сац?

— Я начал писать книгу об оперных режиссерах 1990-х. Пожалуй, в истории российского музыкального театра это единственное поколение, которое можно четко определить. Ключевые имена — Дмитрий Бертман, Дмитрий Черняков. Мои однокашники. И вот, периодически встречаясь, мы вдруг почувствовали одну вещь: к возрасту расцвета мы сделали уже так много, что в каком-то смысле уперлись в потолок. У меня 130 или 140 спектаклей поставлено в разных театрах, государствах, жанрах. И это не вопрос исчерпанности идей, языка, а, скорее, какая-то растерянность. Раньше, когда мне задавали вопрос, что я мечтаю поставить, я выкатывал невообразимый список, и было ясно, что реализации этого еще десятилетиями ждать. А сейчас выкатываемый список через два названия заканчивается, потому что всё остальное так или иначе было сделано, перелопачено, открыто...

— И что же дальше?

— Не знаю... Мне самому интересно, что мы сейчас будем делать и в каком направлении двигаться. Потому что мы уже понимаем, что сформировали некую эстетику, язык, облик театра. Поэтому либо придется сейчас его преодолевать, «взламывать», либо — закукливаться и говорить, что это герметичный стиль нашего поколения и «сюда не ходи». Очень надеюсь, что если не я, то мои любимые друзья и коллеги, люди суперталантливые, всё же не забронзовеют.

Справка «Известий»

Георгий Исаакян в 1991 году окончил Государственный институт театрального искусства (факультет музыкального театра, курс В.А. Курочкина) и стал режиссером-постановщиком Пермского академического театра оперы и балета имени П.И. Чайковского.

С 1996-го — главный режиссер, с 2001-го — художественный руководитель. С 2010 года — художественный руководитель Детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ и национальной премии «Золотая маска».

Читайте также
Прямой эфир