Новая цифра в «Сумме»: ущерб в деле Магомедовых вырос на 300 млн
Новый эпизод появился в резонансном расследовании в отношении братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Главу группы «Сумма», его родственника и предполагаемых сообщников заподозрили в хищении 300 млн рублей бюджетных средств, выделенных на строительство «Чуйского тракта». Ранее Магомедовых обвинили в семи эпизодах мошенничества при строительстве важных объектов в Калининграде и Санкт-Петербурге. Развитие криминальной истории — в материале «Известий».
Следствие атакует
Обстоятельства еще одного эпизода преступной деятельности криминального анклава, организованного, по мнению следствия, братьями Магомедовыми, стали известны в ходе заседания в Тверском суде столицы, где решался вопрос о продлении срока содержания под стражей фигурантам дела.
Как сообщила следователь (делом занимается группа сотрудников следственного департамента МВД России), речь идет о хищении при строительстве автодороги «Чуйский тракт». Подрядчиком при работах выступала ГК «Инфраструктура», которой руководит скрывающийся в настоящий момент от правосудия Мурат Тарчоков. Коммерсант, в свою очередь, был доверенным лицом еще одного сбежавшего от следствия в ОАЭ фигуранта этой же истории Эльдара Нагаплова, гендиректора компании «Глобалэлектросервис». Еще одним подконтрольным Нагаплову лицом выступал, по словам следователя, Артур Максидов. Он возглавляет входящую в группу «Сумма» фирму «Интекс».
На заседании, в частности, речь шла о продлении срока ареста Максидову, так как у следствия есть опасения, что он, находясь на свободе, сможет получить сирийский паспорт, так как его патрон Нагаплов уже имеет паспорт гражданина Сирии. Видимо, следствие считает, что бизнесмен располагает возможностями помочь с документами своему товарищу. К тому же, по сведениям силовиков, у Максидова есть счета в Латвии.
Представитель СД МВД пояснила суду, что в результате выемок и обысков по делу «Суммы», а также в благотворительном фонде «Пери» (учредитель Зиявудин Магомедов) установлено, что братья фактически владеют недвижимостью в Лихтенштейне, на Мальте и Кипре, несколькими самолетами. Всё это и многое другое имущество формально зарегистрировано на подставных физических и юридических лиц, считает следствие.
Представитель МВД сообщила также, что во Франции возбудили дело о неуплате налогов бывшей супругой Зиявудина Магомедова. Ольга Магомедова владеет за границей несколькими ресторанами.
Оставили под стражей
Следствие обосновало необходимость продление ареста тем, что, находясь на свободе, фигуранты смогут оказать давление на свидетелей по делу, скрыться от правосудия. Кроме того, Магомедовы и Максидов обвиняются в «умышленных преступлениях, которые носят серийный характер», уточнила следователь.
Защита в рамках заседания заявила ходатайство об изменении меры пресечения и просила отпустить братьев Магомедовых и Максидова под залог в 2,5 млрд рублей. Эта сумма примерно сопоставима с ущербом, который, по мнению следствия, на сегодняшний момент значится в уголовном деле. Тем не менее суд прислушался к доводам следствия и оставил предполагаемых сообщников под стражей еще на три месяца, до 5 февраля 2019 года.
Бывший сенатор Магомед Магомедов заявил на заседании, что считает дело против него и его брата Зиявудина посланием руководству крупных проблемных холдингов.
«Такой призыв посылается владельцу какого-то проблемного холдинга, если вдруг какие-то проблемы начинают нарисовываться и если еще этот человек, владеющий вот таким большим холдингом, у которого начинаются проблемы, не дай бог, владеет еще самолетом, какой-то недвижимостью и загранпаспортом. Знаете, какой призыв ему? Вали на фиг отсюда. Побыстрее. И, не дай бог, не помогай этому проблемному холдингу, не вкладывай туда деньги. Забирай всё и вали отсюда. Вот такой месседж отправляется сегодня», — сказал Магомед Магомедов, передает корреспондент РБК из зала заседаний.
Сибиряки не получили новую дорогу в срок
О претензиях к «дочке» «Суммы» в связи со строительством «Чуйского тракта» еще в 2016 году писал «Коммерсант». Новосибирская мостостроительная компания «Сибмост» обратилась в суд, чтобы вернуть аванс почти в 1 млрд рублей, перечисленный «Инфраструктуре» в рамках строительства Восточного обхода. Общая сумма договора на постройку тракта превышала 4,3 млрд рублей. В итоге договор пришлось расторгнуть, а работы проводить самостоятельно.
«Речь идет о неотработанном авансе и нарушении компанией «Инфраструктура» графика выполнения работ при строительстве Восточного обхода», — пояснил тогда причины обращения в арбитраж первый вице-президент «Сибмоста» Владислав Кошкин.
Восточный обход Новосибирска должен соединить Северный обход с федеральной трассой М-52 «Чуйский тракт», его протяженность — около 80 км. Первый этап строительства начался еще в 2013 году. Проект финансируется из федерального бюджета, а генподрядчиком выступает ОАО «Сибмост». Привлечение в качестве субподрядчика к работам на участке автодороги «Чуйский тракт» было согласовано с заказчиком — ФУАД «Сибирь». После скандала в «Сумме» корреспондентам издания заявили, что не имеют отношения к «Инфраструктуре».
«К проектам компании, включая строительство Восточного обхода в Новосибирской области, мы не имеем никакого отношения», — уточнили тогда в компании Магомедовых.
Из-за срыва работ срок сдачи первого этапа Восточного обхода был перенесен на 2019 год, сообщил в мае 2016 года губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
«Первые 14 км находятся в стадии реализации. К сожалению, коррективы [в сроки строительства] внесены уже не раз. Планово было 3,2 млрд рублей [финансирования] на 2016 год, утвердили 1,3 млрд рублей. Возникает необходимость переноса сроков на 2019 год», — сообщил тогда Городецкий, передает ТАСС. Он уточнил, что одна из причин — невыполнение обязательств субподрядчиком. Речь шла об «Инфраструктуре».
Холдинг с проблемами
Финансовые трудности начались у компании в 2016 году c технического дефолта ее дочерней структуры Fesco по еврооблигациям со сроком погашения в 2018 году (в обращении $415 млн) и купону по облигациям с погашением в 2020 году (в обращении $219 млн). Fesco (а это один из крупнейших в России собственников и операторов портовой инфраструктуры) должна была выплатить купон по облигациям 4 мая, но в объявила, что делать этого не станет, писали «Ведомости». Решение в Fesco обосновали проведением стратегического анализа структур компании и расчетом влияния слабых текущих макроэкономических показателей и курса рубля на операционную деятельность и ситуацию с ликвидностью. Проблемы фирмы продолжали расти, и к ноябрю 2017 года совокупный долг составил около $655 млн.
Той же осенью начались у совладельцев и управленцев «Суммы» куда более серьезные проблемы с законом.
В марте текущего года Магомедовы и Максидов были арестованы. Следствие считает, что братья и их предполагаемые сообщники из числа руководителей холдинга «Сумма» не позднее 2010 года создали преступное сообщество с целью хищения средств (в том числе бюджетных) в особо крупных размерах. Присвоенные средства переводились в офшоры, считают в МВД.
В деле фигурируют следующие эпизоды преступной деятельности сообщества: хищение бюджетных средств, выделенных на строительство стадиона «Арена Балтика», аэропорта Храброво в Калининградской области и различных объектов в Санкт-Петербурге. В частности, сотни миллионов были похищены при возведении подстанции «Василеостровская» (подрядчиком выступала «дочка» «Суммы» «Глобалэлектросервис»), существенная сумма (около 700 млн рублей) была присвоена при строительстве стадиона в «Санкт-Петербург» на Крестовском острове, где подконтрольная Магомедовым компания совершала работы по намыву участка в 16 га (сумма контракта составляла больше 2 млрд рублей).
По данным Forbes, Зиявудин и Магомед Магомедовы представляют один из богатейших семейных кланов в России. Младший из братьев занимает 63-ю позицию в списке самых состоятельных россиян, его имущество оценивается в $1,4 млрд. Магомед Магомедов — бывший сенатор от Смоленской области, предприниматель и спортивный деятель.