Наложили лето: нефтяников уговорили на старую цену бензина
Правительство и нефтяники договорились о ценах на бензин и дизель. До конца 2018 года они останутся такими, как было зафиксировано в июне. Решение было принято на совещании в кабмине с представителями нефтяных компаний. Эксперты считают, что если власти хотят, чтобы на внутреннем рынке продавалось больше топлива и это было выгодно бизнесу, нужно снизить акцизы. Кабмин руководствуется тем, что ни граждане, ни руководство страны не принимает ссылки нефтяников на то, что те недополучают доходы в связи с поставками на внутренний рынок.
Трудные договоренности
На совещании вице-премьер Дмитрий Козак потребовал от нефтяных компаний обеспечить национальную экономику и внутренний рынок нефтью и нефтепродуктами даже в случае недополучения доходов из-за таких поставок. Также он отмерил срок подписания документа первым ноября. Совещание продлилось до позднего вечера, и до конца не было понятно, какая из сторон пойдет на компромисс.
Но в итоге правительство переломило ситуацию и Дмитрий Козак на пресс-конференции рассказал, что на совещании условились зафиксировать оптовые цены на бензин и дизель на уровне июня 2018-го до конца этого года.
— Стороны договорились о том, чтобы все вертикально интегрированные компании, а также все независимые НПЗ приняли на себя обязательства по поставкам бензина и дизеля в объемах, которые зафиксированы по состоянию на соответствующий месяц 2017 года, плюс 3%. А цены оптовые должны быть зафиксированы на июнь 2018 года. Мы зафиксировали оптовые цены, они взяли на себя обязательства, — сказал вице-премьер.
Соглашение, по словам Дмитрия Козака, «вступает в силу с завтрашнего дня», а срок его действия — до 31 марта 2019 года. «При необходимости оно может быть продлено», — отметил он.
Ранее в тот же день премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства пригрозил возможным введением заградительных пошлин на нефтепродукты уже до конца недели. Он подчеркнул, что меры будут приняты, если с нефтяниками не удастся договориться о стабилизации цен на бензин на внутреннем российском рынке. К соглашению нужно было прийти на отдельной встрече с компаниями в тот же день.
— Встретьтесь вечером, обсудите всё, потом мне доложите, — отметил премьер на заседании правительства.
Если министры и бизнес договорятся о соглашении, то необходимо будет контролировать его исполнение, добавил он.
— Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, — они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны, — отметил на вечернем совещании с нефтяными компаниями Дмитрий Козак.
Он сказал, что необходимо определиться быстро — «буквально с завтрашнего дня».
Сложная ситуация
Накал страстей в ситуации на российском топливном рынке усиливался всю последнюю неделю. Несмотря на попытки правительства отрегулировать цены на бензин, они продолжали расти. Это отметил вчера и Дмитрий Медведев. Несмотря на то что крупнейшие нефтяные холдинги в обмен на снижение акцизов с начала июня заморозили цены на АЗС, они отмечали, что дальше держать их уже невозможно, и просили правительство прибавить до 5 руб. на литр. Но в «нашей нефтяной стране» цены должны расти не выше инфляции, отметил Дмитрий Козак.
Ранее правительство предлагало нефтяникам два варианта: сдерживать цены за счет собственных ресурсов и субсидий с 2019 года или лицензирование экспорта нефтепродуктов. Введение заградительных пошлин называлось третьей и крайней мерой.
Получить комментарий представителя «Роснефти» после оглашения результатов переговоров с правительством «Известиям» не удалось. В «Газпромнефти» также не ответили на запрос «Известий».
Эксперты ожидали, что нефтяные компании, скорее всего, согласятся на джентльменское соглашение с кабмином.
— Жалобы нефтяных компаний имеют рыночное обоснование: рост НДПИ, стоимости нефти в рублях за счет курсовой разницы. Козак и правительство в целом поступает с нефтяниками так же, как в ситуации с изъятием сверхдоходов у металлургов. Нефтяные компании будут и дальше противодействовать правительству, конфликты продолжатся, — считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Нужно экономически стимулировать компании снижать цену на бензин, — добавляет гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Если правительство хочет, чтобы на внутреннем рынке продавалось больше топлива и это было выгодно компаниям, нужно снизить акциз на продажу бензина и дизеля в России и повысить экспортную пошлину, считает эксперт.
Расписали правила
По словам вице-премьера, нефтяные компании должны взять на себя соответствующие обязательства, чтобы правительству не пришлось прибегать к крайним мерам в виде заградительной пошлины на экспорт нефтепродуктов. Соглашение по стабилизации ситуации на топливном рынке России будет подразумевать солидарную ответственность всех российских нефтяных компаний. И если одна из них не выполняет условия соглашения, кабмин будет вынужден применять те инструменты, которые есть в его распоряжении.