Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Лавина сошла на дорогу в центре Петропавловска-Камчатского
Общество
В Приморье полицейские предотвратили наркоторговлю на территории колонии
Общество
Прокуратура Кубани начала проверку после нападения собак на подростков
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении 28 украинских БПЛА над регионами России
Спорт
Нападающий клуба НХЛ «Филадельфия» Мичков набрал 50-е очко в текущем сезоне
Мир
В Париже пройдет суд против Жерара Депардье по делу о домогательствах
Политика
В Совфеде назвали демилитаризацию Украины объективной необходимостью
Общество
Число погибших при столкновении автобуса и грузовика в Крыму выросло до пяти
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность без осадков в Москве 24 марта
Наука и техника
В РФ завершились испытания единого теста для подбора терапии рака молочной железы
Политика
В Госдуме предложили дать молодым родителям набор необходимого для новорожденных
Армия
Расчеты «Ланцетов» уничтожили танки Leopard ВСУ на красноармейском направлении
Мир
WSJ узнала о расширении Израилем операций в Газе ради давления на ХАМАС
Мир
Трамп выразил недовольство своим портретом в галерее портретов президентов США
Происшествия
В Бурятии ввели режим ЧС из-за размытой паводком дороги
Политика
В МИДе обвинили Киев в попытке создать негативный фон вокруг переговоров РФ и США
Общество
ФСБ задержала работавшего на Киев сотрудника контрольно-надзорного органа РФ

Проектные опыты

Экономист Антон Табах — о факторах, которые важно учесть при реализации задач, поставленных президентом
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Президент дал официальный старт реализации двенадцати национальных проектов. В них упакованы основные планы на текущий президентский срок и конкретизирован майский указ. Предполагается, что за шесть лет программа будет профинансирована на 28 трлн рублей. По словам министра финансов Антона Силуанова, федеральный бюджет даст 14 трлн рублей, плюс 6 трлн рублей будет выделено за счет средств госпрограмм. Остальное — вложения региональных бюджетов, госкомпаний и крупных частных корпораций.

Сейчас бюджет находится в очень хорошем положении: резервы бьют рекорды, для финансирования программ развития со следующего года повышаются налоги. С учетом амбициозности задач при реализации программы следует учитывать не только положительные результаты прошлых лет, но и негатив, всплывший в ходе реализации крупных инфраструктурных проектов, как российских, так и международных.

Во-первых, нужно умерить ожидания. Реализация программы развития даст первый ощутимый эффект не в 2019 и даже не в 2020 году. Многие меры потребуют разработки технической документации и будут реализованы поэтапно. В следующем году экономический рост практически гарантированно будет ниже, чем в нынешнем, при этом бюджет должен пополняться более активно. Дальнейшее зависит и от мировой конъюнктуры, и от эффективности макроэкономической политики. Попытки ускорить реализацию проектов без достаточной проработки, чтобы улучшить статистику, радикально снизят их эффективность и могут привести к тому, что ресурсы будут потрачены впустую.

Реализация проектов должна быть сбалансированной и скоординированной. Развитие инфраструктуры может иметь совершенно разные цели. При этом развитые регионы имеют возможность софинансировать проекты, привлекать бизнес. В дотационных регионах речь не всегда идет о возвратности вложенных средств. А вот от качества управления, взаимодействия ведомств, интеграции федеральной, региональных и корпоративных повесток и планов зависит очень многое. Иначе неизбежны перекосы в реализации и нехватка ресурсов. При этом следует избегать воссоздания госплана даже на новом технологическом уровне.

Вопросы наполнения и поддержания инфраструктуры — в том числе достаточный человеческий капитал — не менее важны, чем ее создание. Современная медицинская техника, неиспользуемая из-за отсутствия специалистов, пример того, что нужно предусмотреть и избежать на входе. Система образования и переподготовки кадров должна быть задействована в полной мере, как и стимулы для миграции, в том числе жилищные программы и субсидии.

Проекты не должны привести к росту доли государства в экономике прямо или косвенно. Это повышает неэффективность, не способствует росту и прорыву. При этом под шумок крупных программ заведомо убыточные идеи навязываются государству, которое потом вынуждено ими распоряжаться. Даже там, где речь идет о прямом бюджетном финансировании, следует использовать софинансирование, рыночные инструменты и внешнюю оценку кредитного качества и возвратности средств. Необходим анализ прямых и косвенных эффектов, размер «мультипликатора», чтобы видеть настоящую, а не бухгалтерскую эффективность использования бюджетных средств. А там, где справятся сами компании, государство должно участвовать ограниченно — для поддержания здорового уровня конкуренции в экономике и чтобы не вытеснять частный сектор, не имеющий бесплатного или дешевого финансирования.

Приоритет должен быть не у наказаний, а у предотвращения ошибок или неэффективного расходования денежных средств. Репрессивные меры редко позволяют вернуть впустую потраченные деньги, а тем более время, зато убивают инициативу ведомств, заставляя их сотрудников думать о том, как обложиться бумажками. Поэтому следует улучшать систему отбора, мониторинга и оценки реализации нацпроектов с самого начала, в том числе учесть замечания Счетной палаты.

И следует думать о том, чтобы проекты были поняты и приняты людьми. Если основные выгоды от них получат федеральные корпорации и приезжие рабочие, а местное население и бизнес почувствуют себя оставленными в стороне, результатом будет разочарование. Стимулы для участия местного малого и среднего бизнеса в закупках и реализации, привлечение и переподготовка местных кадров, новые возможности для всех должны быть вполне ощутимыми, понятными и иметь прозрачный механизм воплощения. Опыт регионов, успешных в реализации программ развития и обеспечения их поддержки на всех уровнях — таких как Татарстан и Белгородская область, — должен быть задействован по всей стране.

За последние годы был накоплен большой положительный и неизбежный отрицательный опыт реализации крупных инфраструктурных планов. И шишки, набитые при реализации прежних, например, Олимпиады или ЧМ по футболу, как впрочем и компетенции, полученные при воплощении этих грандиозных проектов, должны помочь в том, чтобы предстоящие усилия запустили долгосрочный и качественный экономический рост.

Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир