Спорт и спирт: продажи водки выросли почти на 10%
Продажи водки в России в январе–августе 2018 года выросли почти на 10%, сказано в отчете Аналитического центра при правительстве, с которым ознакомились «Известия». Это резкая перемена, если учесть последние тенденции, когда продажи либо не менялись, либо незначительно росли. Так, по итогам 2017 года реализация напитка увеличилась на 2%, а в январе–марте 2018 года продажи не изменились по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По мнению экспертов, рост потребления может быть объяснен эффективностью работы системы госучета ЕГАИС, которая фиксирует легальный сбыт спиртного, а также с проведением чемпионата мира по футболу.
Розничная реализация водки в январе-августе 2018 года увеличилась почти на 10%, до 46,3 млн декалитров. Об этом сказано в информационном обзоре Аналитического центра при правительстве РФ «Рынок алкоголя в III квартале». «Известия» ознакомились с ним. За этот период производство спиртного напитка практически не изменилось: оно составило 49 млн декалитров, что больше лишь на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В конце 2017 года и начале 2018 года продажи водки демонстрировали иную динамику. По данным Росалкогольрегулирования (РАР), по итогам прошлого года они увеличились чуть более чем на 2%, до 72,2 млн декалитров. В конце I квартала 2018 года реализация осталась на уровне I квартала прошлого года: 17,4 млн декалитров, сообщал Минфин правительству в конце июля.
В пресс-службе РАР «Известиям» подтвердили рост розничных продаж водки в указанный период. «Это связано прежде всего с внедрением и эффективной работой системы ЕГАИС во всех сегментах алкогольного рынка», — пояснили в РАР.
Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз подчеркнул, что в 2018 году продажи водки и других напитков за восемь месяцев показали рост именно в легальной рознице. По его словам, это говорит о том, что в стране не наблюдается никакого снижения потребления, о котором заявляют федеральные органы исполнительной власти.
По данным Минздрава, по итогам 2017 года потребление алкоголя в пересчете на этанол упало на 40%^ до 10 л на душу населения. В министерстве подчеркивали, что подобные результаты обеспечены действием ограничительных мер. Речь шла в том числе о запрете продаж алкоголя с 23.00 до 8.00 на федеральном уровне, ограничении реализации пива в киосках и ларьках, внедрении системы учета ЕГАИС на всех этапах движения спиртного.
По мнению члена Экспертного совета при правительстве Дарьи Халтуриной, рост продаж может свидетельствовать как о постепенной легализации продаж водки, так и о том, что произошло увеличение потребления.
— Роста потребления водки, увы, стоит ожидать, потому что уже второй год акцизы на нее заморожены, а значит, ее стоимость удешевляется на уровень инфляции, а падение реальных доходов граждан прекратилось, — сказала Дарья Халтурина. — Общая и связанная с алкоголем смертность россиян в 2018 году в целом пока еще снижается. Однако на фоне удешевления водки неудивительно, что темпы роста ожидаемой продолжительности жизни россиян замедлились. По некоторым прогнозам, она может вырасти всего на один месяц в этом году. Такими темпами 80-летней продолжительности жизни мы достигнем не скоро.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) сказал «Известиям», что потребление водки не увеличилось. «На наш взгляд, повышение продаж свидетельствует о том, что усилия государства по борьбе с нелегальным алкоголем приносят плоды, а теневой сектор все больше сжимается», — отметил он. Это приводит к тому, что легальная розница демонстрирует рост.
Председатель правления общественной ассоциации «Здоровые регионы» Алексей Шабашов считает, что рост продаж водки может быть связан и с проведенным в России Чемпионатом мира по футболу в июне-июле. Он отметил, что «создавалось ощущение, будто во время мундиаля часть запретительных мер КоАПа просто не работала». Например, кодексом ограничено потребление спиртного в общественных местах и запрещено находиться там в состоянии опьянения, что не всегда соблюдалось, уверен эксперт. Он сказал, что это способствовало увеличению реализации алкоголя и его потреблению.
По данным Ростуризма, общее количество гостей мундиаля составило порядка 6,8 млн человек. Из них 3,4 млн были иностранными гражданами. Въездной поток в период ЧМ-2018 вырос более чем на 50%. Самый большой приток зафиксировали в Москве, город не только принимал матчи, но и служил своеобразным хабом для туристов. Из столицы гости страны перемещались в другие города.