Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Журналист Карлсон назвал Зеленского врагом США
Общество
Герой России Цыдыпов указал на важность встреч военнослужащих с Путиным
Мир
Путин встретился с Оливером Стоуном
Мир
Келлог опроверг выход США из посредничества по урегулированию кризиса на Украине
Политика
Лавров назвал продуктивными переговоры с главой МИД Доминиканы
Мир
В Минэке РФ заявили о росте товарооборота с Абхазией
Спорт
«Трактор» обыграл «Динамо» во втором матче полуфинальной серии плей-офф КХЛ
Мир
Бюджетные послабления для плана милитаризации запросили 12 стран ЕС
Общество
Минпросвещения разъяснило заявление об ограничении нагрузки учителей
Мир
Кая Каллас допустила сохранение санкций ЕС против РФ при их снятии США
Происшествия
Один человек погиб и четверо пострадали в ДТП с автобусом в Оренбургской области
Мир
Москва и Минск откроют в Смоленске туристский центр Союзного государства
Общество
Запрет на посещение лесов вокруг воинской части установили во Владимирской области
Мир
В МИД РФ заявили об отсутствии оснований для конфискации активов в Швейцарии
Армия
Путин рассказал об изоляции разрозненных групп ВСУ в Курской области
Мир
Бразилия выступила за сотрудничество в БРИКС по борьбе с терроризмом
Общество
Путин назвал Россию нацией победителей

«Роль русского театра в Латвии требует дальнейшего осмысления»

Режиссер Сергей Голомазов — о работе в Риге, молодом бунтарстве и критике в свой адрес
0
Фото: РИА Новости/Евгения Новоженина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сергей Голомазов к своим обязанностям худрука Театра на Малой Бронной добавил должность режиссера Рижского русского театра им. Михаила Чехова. «Известия» расспросили его о новом назначении, мировоззрении молодых артистов и юношеском максимализме.

— Позвольте вас поздравить. Каковы ваши прибалтийские планы?

— Да, спасибо, потихоньку приступаю к работе. Алла Сигалова выпустила к открытию сезона премьеру «Моя прекрасная леди». Во главе театра стоит Дана Бйорк, молодой, целеустремленный и честолюбивый директор. На данный момент в театре идет серьезное переформатирование: экономическое, административное, структурное, творческое и так далее. Пока всерьез говорить о дальнейших планах рановато. Но театр прекрасный, чрезвычайно интересная труппа. Много амбиций, желаний, как, собственно, тревог и опасений.

Этот театр — довольно знаковое явление в культуре Латвии. Ему уже 135 лет. Думаю, он вне временных конъюнктур в вопросах политических ситуаций и взаимоотношений между двумя странами. Сохранение этого театра как элемента национальной культуры — знаковая позиция министерства культуры Латвии. Я уверен, что они это знают и понимают. Роль русского театра в Латвии требует дальнейшего осмысления и понимания его будущего.

— Когда я впервые побывал в Риге, то встретил очень добродушный прием, хотя перед поездкой пугали. Театр способен примирять разногласия?

— Во многом опасения преувеличены. Впрочем, это одна из задач. Надо понимать, что этот театр от латвийской культуры отделяет только одно: спектакли на русском. Потом, некое противостояние русскоговорящих и коренных латвийцев — история во многом придуманная. Конечно, русский театр должен быть той нишей, которая, на мой взгляд, все эти культурные, языковые и политические различия должна каким-то образом нивелировать.

— А есть ли разница по внутренним ощущениям между работой в Москве и Риге?

— Если вы о цензуре, то я с ней ни в Москве, ни в Риге не сталкивался. У них, конечно, немного другой темперамент. И зритель другой, более чопорный, что ли. Но там очень любят театр. Поход на спектакль — целое событие. Люди надевают красивые вечерние платья. Рига вообще театральный город.

— Вы возглавили театр в Риге, Иосиф Райхельгауз открывает филиал своего театра в Берлине, Театр имени Вахтангова покорил зрителей в Америке и Европе. Нет ли у вас ощущения, что российский театр вновь поднимается на высшую ступень признания, как это было в начале прошлого века?

— Я не готов подвергать процессы, которые происходят в целом в российском театре, такому глубокому анализу. Не думаю, что это какая-то тенденция, скорее совпадение. Примечательно, что драматическое искусство в России, в том числе в Москве, является востребованной трибуной, с которой можно делать много добра. Театр занимает все более интересные ниши в сознании зрителя, гражданского мира в целом. Если Райхельгауз открывает филиал — это здорово! Где он только деньги берет? Этот вопрос меня больше интересует (смеется).

— Если бы у вас была финансовая возможность, вы бы тоже открыли филиал Театра на Малой Бронной где-нибудь в Европе?

— Нести русскую культуру в какие-то уголки мира надо, но это сложно, особенно сейчас. К примеру, несколько попыток привить нашу режиссерскую школу во Франции не увенчались большим успехом. Хотя, мне кажется, мы привнесли в их театральную педагогику очень много интересного. Но в результате все растворилось в национальном колорите и традиции.

— По поводу педагогики. Вы в этом году выпустили курс в ГИТИСе и больше не набирали студентов. Решили на время отойти от преподавания?

— Посмотрим. В какой-то момент я вдруг понял, что у меня нет физических сил половину своей жизни отдавать педагогическому процессу. Я не свадебный генерал и не могу ходить к студентам раз в неделю. У меня есть ряд заманчивых предложений относительно моей педагогической практики в Москве и Риге. Но сейчас надо просто немного передохнуть.

— Лучший отдых для режиссера — постановка нового спектакля. Вы открыли сезон на Малой Бронной «Тилем» по пьесе Григория Горина. Когда Марк Захаров поставил своего легендарного «Тиля» в театре «Ленком», вам было лет 12?

— Да, к сожалению, я не видел «Тиля» на сцене «Ленкома», лишь отдельные отрывки в интернете. Но то, что будут сравнивать, было понятно. Скажу сразу: заниматься этим бессмысленно, поскольку наш «Тиль» построен по совершенно другим законам. Он не про торжество талантливого человека, а скорее про то, как в герое зарождается чувство протеста. Наш Тиль — современник, парень, живущий в соседнем районе Москвы, человек с обостренным чувством справедливости.

— Ваша молодость пришлась на 1980-е. Вы были бунтарем?

— В 1989 году мы оканчивали театральный институт и задались вопросом: почему мы должны сдавать политэкономию и историю КПСС? Написали письмо ректору с просьбой снять эти дисциплины с госэкзаменов. Без проблем убрали. Вот, пожалуй, и всё бунтарство. Скорее внутреннее, эстетическое.

— Сложилось ощущение, что «Тиль» составляет дилогию с вашей предыдущий постановкой «Салемские ведьмы». В ней вы исследует причины мракобесия, а в «Тиле» выводите героя, который мог бы противостоять этому абсурду. Миру снова нужен герой?

Герой нужен всегда. Вопрос — какой? Во мне еще остались осколки юношеского идеализма. Я в свое время имел неосторожность читать хорошие книги, в том числе русскую классику. И мне бы очень хотелось жить в мире справедливости. В мире, где есть справедливое судопроизводство и нет торжества коррупции. Где полиция не обслуживает государство, а защищает граждан от преступников. В обществе, где существует вектор на государственное гражданское демократическое совершенствование. От его отсутствия страдают не политические элиты, а обычные люди, оказывающиеся в безвременье и нищете.

— Тиля в спектакле играют в паре два молодых актера — Никита Кологривый и Леонид Тележинский. Они готовы рассуждать на такие глобальные темы?

— Они готовы и нет одновременно, но я опираюсь на их естественное гражданское и человеческое тяготение к справедливости. Во всяком случае, я так или иначе пытаюсь использовать их эмоциональный опыт и применять его к тем вопросам, которые мне важны в размышлениях о пьесе. А необходимость обретения настоящего гражданского сознания требует усилий и культуры, знаний и опыта.

— В «Тиле» занята большая часть труппы театра. Музыкальный спектакль — это ведь еще и проверка вокальных данных актеров?

— Иногда у актера есть голос, но он не дружит со слухом или наоборот. У кого-то хороший сценический голос, но проблемы с вокалом. Всё это сложно. Было потрачено довольно много времени, чтобы справиться со всеми нюансами. Думаю, что где-то не до конца. Хотя в целом запели. Мюзикл — сложный синтетический жанр, и в драматическом театре он всегда был востребован.

Когда я начинал свою творческую жизнь в 1980-е, в каждом мало-мальски уважающем себя драмтеатре обязательно был один или два музыкальных спектакля. Потом что-то поменялось, и мюзиклы почти ушли со сцены. Может, потому что это недешевое удовольствие. А если еще с участием живой музыкальной группы, как у нас, — тем более. Сейчас выясняется, что музыкальный жанр вновь достаточно востребован. Он обладает увлекательными выразительными средствами, которых лишены драматические спектакли.

— Вы, оказывается, в кино дебютировали в качестве актера.

— Да, в сериале «Хор». Сейчас идут досъемки. Меня просто взяли за грудки. Сказали, что роль художественного руководителя и создателя детского хора должен играть именно профессиональный режиссер. Я согласился попробовать. Началась разнообразная киносъемочная практика с увлекательными экспедициями к морю и в павильонах. Была потрясающая поездка в «Орленок» в Краснодарский край. Премьера, думаю, будет зимой.

— Как ваши актеры отнеслись к тому, что художественный руководитель отнимает их хлеб?

— Меня, наверное, можно упрекнуть за какие-то другие недостатки, которых, думаю, достаточно много. Но за то, что я кого-то не отпускаю на съемки, — вряд ли. Честно говоря, критики в этом смысле в свой адрес не слышал. Но я много чего не слышу. Так спокойнее живется...

Справка «Известий»

Сергей Голомазов в 1990 году окончил ГИТИС (мастерская Андрея Гончарова). Ставил спектакли на сцене Русского театра драмы в Риге. В 2007-м стал художественным руководителем Театра на Малой Бронной. С 2018-го — главный режиссер Рижского русского театра им. Михаила Чехова. Заслуженный деятель искусств России, профессор ГИТИСа.

 

 

Читайте также
Прямой эфир