Поставщик в законе: судимым не дадут гособоронзаказ
Для компаний и предприятий, участвующих в гособоронзаказе, введут новые требования. В руководстве таких фирм не должно быть топ-менеджеров, судимых за превышение должностных полномочий и различные злоупотребления. Если в составе руководства предприятий такие люди все-таки окажутся, Минобороны получит право расторгнуть контракт. Исключение делается только для руководителей с уже погашенной судимостью. Эксперты считают, что новые требования должны обеспечить добросовестным поставщикам конкурентные преимущества.
В Минобороны «Известиям» рассказали, что ведомство разработало поправки в федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Сейчас документ проходит межведомственные согласования.
В проекте, с которым ознакомились «Известия», сказано, что военное ведомство не будет подписывать госконтракты с компаниями, в руководстве которых есть топ-менеджеры и другие руководители, судимые по ст. 238 («Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), ст. 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), ст. 285.4 («Злоупотребление ... при выполнении гособоронзаказа») и ст. 286 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса РФ. На граждан, у которых судимость по одной из этих статей была погашена или снята, нормы распространяться не будут.
Кроме того, ограничения затронут компании, где есть топ-менеджеры, лишенные права занимать определенные должности или руководить поставками товаров, выполнять работы или оказывать услуги по госзаказу. Не допустят к бюджетным средствам руководителей, привлекавшихся к административной ответственности по статье 14.49 («Нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции...») КоАП РФ.
Сейчас сотрудники Главного военного следственного управления Следственного комитета РФ выявляют факты поставок Министерству обороны продукции «ненадлежащего качества и неизвестного происхождения». Это происходит из-за того, что в законодательстве не прописан механизм, который позволил бы отсечь от государственных денег недобросовестные компании, отмечается в пояснительной записке к документу.
Поправки в законодательство должны будут помочь решить проблему поставок недоброкачественной продукции военному ведомству и связанным с ним предприятиям.
В военных и гражданских судах слушаются десятки дел, касающиеся недобросовестного исполнения условий госконтрактов. Например, в этом году сотрудники управления ФСБ по Владимирской области выявили поставки контрафактных и бывших в использовании деталей для выполнения гособоронзаказа на предприятии «Муромтепловоз». Контрафактные детали обнаружили специалисты 716-го военного представительства Министерства обороны. Но вместо того, чтобы остановить приемку продукции, начальник военного представительства выдал разрешение на использование комплектующих изделий для изготовления продукции.
Только по предварительным оценкам ущерб Минобороны составил около 3,5 млн рублей. В итоге военный следственный отдел СК РФ по Владимирскому гарнизону возбудил уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
В конце прошлого года бизнесмена из Татарстана Ивана Торопина отправили в колонию строгого режима. Суд установил, что в 2015 году он от имени ООО «Торопин» продал по госконтракту в одну из войсковых частей Минобороны партию контрафактных запчастей для грузовых автомобилей «КамАЗ». В результате ведомству был причинен ущерб почти на 6 млн рублей. Сумма могла быть значительно больше. В июле 2015 года фирма Торопина выиграла конкурс на поставку Минобороны запчастей на общую сумму более 24 млн рублей.
Новые требования обеспечат добросовестным поставщикам конкурентные преимущества, считает глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
— Важно, что поправки в закон вводят новые нормы делового поведения, — рассказал он «Известиям». — Они показывают, что держать на руководящих должностях людей с сомнительной репутацией не только некрасиво, но и вредно для дела.
Ранее Минобороны предложило ввести уголовную ответственность за обращение фальсифицированной и недоброкачественной оборонной продукции. Максимальное наказание — лишение свободы до 12 лет со штрафом до 5 млн рублей и лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 10 лет.